Общественное потребление. Методы определения потребностей населения (Часть учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 7

Для рационального бюджета рассчитываются также нормативы платных и бесплатных услуг и другие его компоненты. Все указанные выше расчеты проводятся по широкому кругу конкретных видов продукции и услуг с учетом различных типов семей по ряду классификационных признаков и их сочетаниям (в том числе их составу, характеру труда главы и работающих членов семьи, территориальных зон и др.).

Далее необходимо перейти на основе цен товаров и тарифов услуг от натуральных к стоимостным нормативным показателям годового потребления, а затем (для предметов длительного пользования) посредством определенных коэффициентов — к показателям годового приобретения благ. Последние уже непосредственно включаются в годовой рациональный бюджет.

Нормативные бюджеты являются важным инструментом перспективного потребления, нормативных расчетов стоимости жизни и разработки мероприятий по повышению и выравниванию ее уровня в разных районах и для различных социальных групп.

' Майер В. Ф. Уровень жизни населения СССР. М.: Мысль, 1977, с. 102;

Народное хозяйство СССР в 1980 г.: Стат. ежегодник. М.: Статистика, 1981, с. 405; Правда, 1982, 5 мая.

103

Нормативные методы позволяют также оценивать степень удовлетворения потребностей (дифференцированных по различным социальным группам) сопоставлением нелепых нормативов потребления Ci и фактических уровней  потребления блага i в момент времени т—с, (т). В. С. Немчинов мерой насыщения считает отношение ci(x}^c\' Ее можно измерять итак:

а для всей совокупности потребительских благ (в стоимостном выражении):

где р»,—нормированная на единицу весовая оценка важности блага t'(2p,=l). Получение такой оценки—чрезвычайно сложная проблема. Она связана с предпочтениями потребителей на множестве потребительских благ. Предпочтения объективно проявляются в их спросе и потреблении.

Именно для анализа потребностей наряду с нормативным необходимо использовать и другой подход—статистический. Он состоит в изучении поведения потребителей как статистической совокупности. Здесь наиболее разработаны вопросы построения функций спроса и потребления, которые рассматриваются в последующих пунктах данной главы.

На основе их анализа удается выявить структуру потребления так называемых опережающих групп (групп с более высокими доходами или с более высоким культурно-образовательным уровнем, развивающихся профессиональных групп и т. п.). В ряде случаев их структура потребления прямо или с определенными поправками принимается как эталонная и используется в нормативно-плановых расчетах. В них широко применяются также данные бюджетной статистики, обобщающей результаты выборочного обследования фактических семейных бюджетов (см. 5.3.), и материалы дифференцированного баланса доходов и потребления населения (см. 5.4.). Таким образом, нормативный и статистический подходы к изучению потребностей и их удовлетворения дополняют друг друга.

Конкретные оценки степени удовлетворения потребностей населения являются чрезвычайно важным мерилом качества функционирования экономики и целевым ориентиром ее развития в условиях социализма. Если для текущего анализа и в не очень отдаленной перспективе они могут быть получены путем изучения и моделирования спроса, его тенденций, учета динамики сбережений и структуры временно неудовлетворенного спроса,

104

то для прогноза на 10—15 и более лет эти методы теряют свою 5«1i надежность. Прежде всего за такой период времени под влиянием научно-технического прогресса существенно изменяется сам «список» предлагаемых производством способов удовлетворения функциональных потребностей и тем самым структура набора предметных потребностей. Структура спроса и потребления сильно изменяется с общим ростом реальных доходов. Все это серьезно воздействует и на потребительские установки населения. В таких условиях становятся все более важными нормативно-экспертные методы долгосрочного прогнозирования потребления и учета его результатов в планировании производства. Они же преобладают в планировании объема, структуры и динамики общественных фондов потребления.

5.2. Распределение и спрос