Общественное потребление. Методы определения потребностей населения (Часть учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 10

Модели спроса при всем их многообразии сводятся к одному из трех видов: статическим, кинематическим и динамическим (см. 4.2.).

Статические модели спроса. В моделях спроса (см. рис. 5.1) основными экзогенными факторами обычно являются доходы потребителей s и цены товаров (тарифы услуг) р,. Наиболее простые — статические — модели этого типа для отдельного товара i строятся по информации, полученной для фиксирован108

ного момента времени в виде функции (дважды непрерывнодифференцируемой)

                                         Di=Fi(s, р,}.                       (5.5)

Такая функция (обычно в линейной или мультипликативной форме) отражает реальное состояние спроса только при определенных условиях: изменения цены и спроса должны быть настолько велики, чтобы их можно было измерить, тогда как заменяемость данного блага, влияние запасов данного товара на спрос должны быть незначительными. Наконец, несущественным должно быть воздействие неучитываемых в модели факторов.

При формировании статических „ моделей спроса часто либо доход, i\ либо цены считают неизменными.

Рассмотрим   первый   случай. Обычный   график   зависимости спроса от цены (кривая спроса) показан на рис. 5.2 (семейство кривых дано для разных фиксированных значений s). Для большинства  товаров  величина  спроса уменьшается с ростом их цен (при неизменном доходе). Но здесь возникают и аномалии—с повышением общего уровня цен спрос на относительно дешевые товары даже при растущих ценах на них увеличивается (так называемый «парадокс Гиффина»).

Отсюда следует, что для большинства благ эластичности (см. 4.2.) спроса по их ценам Ер^

отрицательны.

Рассмотрим второй случай. При неизменных ценах с ростом дохода, вообще говоря, растет и спрос на большинство благ (кроме наиболее дешевых, низкокачественных). Следовательно. эластичности спроса по доходу E^i

для большинства благ положительны. По величине Es ( можно выделить три группы товаров: первой необходимости (I), второй необходимости (II) и роскоши (III) (рис. 5.3).

Спрос на товары группы I с ростом дохода, начиная с Si, постепенно замедляется и имеет предел насыщения d1. Спрос на товары группы II появляется только начиная с определенного уровня дохода S2 и также имеет предел насыщения, но

109

более высокий (d2). Для этих групп, как правило, 0<E1,n<l, а для наименее ценных товаров группы I (например, картофеля и т. п.) E1<0. Спрос на товары группы III обусловлен получением большого дохода (s^s3) и предела не имеет; обычно E3>l.

Приведем для примера коэффициенты эластичности «спрос—доход» и «спрос — цена» на продукты питания в некоторых капиталистических странах в сопоставлении с долей расходов на питание в общих расходах'.

В более сложных моделях при анализе спроса на данное благо (или группу) учитывают также цены на некоторые другие товары, которые могут оказать на него заметное влияние. Как указывалось выше, ими являются взаимодополняющие и взаимозаменяемые блага. При этом рассчитываются   коэффициенты  перекрестной эластичности спроса по ценам:

Данные показатели положительны для взаимозаменяемых благ: рост цены на товар или услугу j вызывает повышение спроса на товар i. Для взаимодополняющих благ имеет место обратная зависимость: с ростом цены на товар j падает спрос на сопутствующий ему товар i, коэффициенты перекрестной эластичности для таких товаров отрицательны.

К. Алмон по построенной им сложной модели спроса получил следующие примерные значения эластичностей для частного и общественного транспорта по данным Бельгии (середина 70-х гг.) 2.

1 Бурачас А. И. Моделирование личных расходов в развитых капиталистических странах. М.; Наука, 1975, с. 316, 342 (данные начала 70-х годов).

2 Алмон К. Система функций потребления и се оценка для Бельгии.— Экономика и математические методы, 1978, т. XIV, вып. 3.

110