Общественное потребление. Методы определения потребностей населения (Часть учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 11

Собственная эластичность показывает зависимость спроса на данное благо от его цены. Мы видим, что в Бельгии спрос потребителей сильнее всего реагирует на тарифы городского транспорта. Подгрупповая эластичность отражает связи внутри подгрупп на взаимодополняющие блага: с ростом цен на автомобили падает спрос на их обслуживание (и наоборот). Точно так же, поскольку человеку без собственного автомобиля приходится пользоваться разными видами общественного транспорта (для городских и загородных поездок), удорожание стоимости проезда на одном из видов сказывается и на пользовании другими его видами. Групповая эластичность определяет как бы меру взаимозаменяемости между частным и общественным транспортом: с удорожанием первого растет спрос на второй (и наоборот). В общественном транспорте сильнее всего реагирует на это, естественно, спрос на городской транспорт, в частном — затраты на эксплуатацию, поскольку владельцы автомобилей при удорожании общественного транспорта интенсивнее их эксплуатируют. Наконец, общая эластичность показывает связь расходов на транспорт со всеми остальными, нетранспортными расходами потребителей — взаимозаменяемость здесь очень слаба, поскольку транспорт удовлетворяет весьма специфическую функциональную потребность. Общая эластичность чуть выше для частного транспорта, теснее связанного с отдыхом, туризмом, развлечениями.

Кинематические и динамические модели спроса. Кинематическая модель спроса строится в виде уравнения множественной регрессии по данным временных рядов. Она учитывает изменения цен и другие тенденции спроса.

Так, например, одна из многофакторных кинематических моделей спроса имеет

где di(t)—средний расход на компонент спроса i, pi{t)—его цена, a1и a2 эластичности спроса по расходу и цене соответственно, %—показатель тренда.

Динамическая модель спроса учитывает «инерцию» реакции потребителя на изменение факторов. Они строятся в виде модели запаздывания (4.11), в которой Y заменяется на D. Из

111

этого уравнения нетрудно определить характер переходного процесса для функции D{t).

«Инерцию» потребителей отражают в некоторых моделях в виде зависимости текущей величины спроса от его интенсивности в предшествующий период, например, так:

Одна из дискретных моделей спроса на продукты питания, учитывающая запаздывания относительно изменения дохода, построена за рубежом по формуле

где pi (т) и р2 (т) — соответственно индексы цен на продукты питания и другие потребительские товары (по сравнению с предыдущим годом), «—число членов семьи; а, b, у—параметры, причем a1и a2—эластичности спроса от дохода, pi и (^—эластичности спроса от цен; a1+a2+b1+b2+n=0. В этой модели предполагается, что лаг между изменениями интенсивностей расходов на питание и доходом не превышает двух лет.

Для планирования производства потребительских благ важнейшее значение имеет оценка влияния уровня наличного запаса предметов длительного пользования у населения на величину спроса на эти товары.

Наблюдения показывают, что при появлении в продаже нового товара длительного пользования его запас вначале растет медленно (сказывается психологическая «инерция» потребителей), затем быстро увеличивается (если его свойства удовлетворяют потребности населения). По мере приближения запаса к насыщению интенсивность его роста снижается, а при достижении определенного уровня (равновесия) она определяется в основном ростом числа семей.

Трудности получения данных о фактических запасах привели к разработке моделей, в которых они заменяются другими переменными: начальным запасом Hi, и предполагаемым его равновесным уровнем Hip, который считают зависящим от доходов, цены и времени. Построенная по этим переменным модель имеет вид

где р—параметр, характеризующий темпы новых покупок и сокращения запасов, происходящего в силу тех или иных причин. Он оценивается с помощью специальной модели и зависит, в частности, от разности (H^^-Н^1). Анализ показывает, что для товаров длительного пользования Р<€1 (^О,!), несколько больше для одежды и обуви (0,2—0,3) и Р>1 для товаров, которые быстро потребляются. В заключение заметим, что при анализе и прогнозировании спроса на товары, потребление которых подвержено сезонным изменениям, существенное значение приобретает оценка его колебательных составляющих.