от стоящей перед ним задачи. При составлении текущего плана 2i1, важны наличные мощности, запасы сырья, а производственные площади могут и не рассматриваться. Напротив, при перспективном планировании реконструкции предприятия наличие запасов сырья не имеет значения, а важными характеристиками становятся производственные площади, доля устаревшего оборудования, инфраструктура района, в котором расположен завод, • и т. п. Для инспектора водного хозяйства завод—это прежде всего потребитель воды и возможный источник ее загрязнения. Проектировщика аэродрома интересует высота трубы соседнего завода и вызываемые его работой радиопомехи. Поэтому, когда каждый из них говорит о «заводе» как элементе некоторой системы (экономической, экологической, технической), он всегда явно или неявно имеет в виду определенные, принимаемые во внимание характеристики, свойства этого объекта и его соответствующие связи с другими объекта ми. Однако в любом случае понятие «система» остается отражением объективной реальности.
Приведенные примеры показывают, что выделение системы требует наличия: 1) объекта, состоящего из множества элементов, связанных в некоторую совокупность. Этими элементами могут быть люди. природные объекты, машины и их части, знаки-символы, слова естественного языка и т. д.; 2) субъекта исследования — «наблюдателя»; 3) задачи, характеризующей отношение наблюдателя к объекту и определяющей отбор рассматриваемых элементов и их существенных свойств.
Совокупность этих требований и известная субъективность, неизбежная при отборе системообразующих признаков, вызывают значительные трудности универсального определения системы. Поэтому приняты различные подходы к его трактовке, отличающиеся уровнем абстракции.
Первоначально систему определяли как комплекс взаимодействующих элементов, т. е. ограничивались чисто содержательным описанием, аналогичным приведенному в начале этого параграфа. В последующем фиксировались также определенные отношения между объектами и их существенные свойства (атрибуты). Во всех такого рода определениях всегда подчеркивалось, что система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и что она имеет определенную структуру и взаимодействует с некоторой «средой».'Материальной основой формирования системы являются свойства и взаимосвязи объектов реального мира, существующие объективно, независимо от исследователя. Определенный класс этих свойств должен найти отражение в системе в виде набора соответствующих переменных и связей (отношений) между ними.
Однако обследование всего многообразия связей между переменными даже при сравнительно небольшом их числе—задача практически неразрешимая. Более того, даже простое пере23
[,1, числение возможных связей и констатация факта наличия или отсутствия той или иной из них тоже неосуществимы. Если речь идет, скажем, о возможном числе связей в системе, содержащей 100 элементов, то оно может достичь 2100 (или 1030). Для выявления связей пытаются строить процедуры операционного характера. По существу, речь идет об эксперименте (некотором направленном переборе переменных и установлении функциональных зависимостей между ними). Предварительно исследователь принимает ту или иную гипотезу о типах связей, основанную на опыте, качественном анализе, предшествующих наблюдениях. Важную роль в формировании гипотез о связях, а частично и в их выявлении играет метод, реализуемый путем надлежащим образом организованных экспериментов и наблюдений за «поведением» изучаемого объекта.
2.1
Для наших целей наиболее важным является понятие динамической системы, поскольку к такого рода системам относятся экономические объекты, и изучение протекающих в них процессов—основная задача экономической кибернетики. Чтобы дать математическое определение понятию «динамическая система» ее наделяют свойствами иметь входы и выходы, т. е. рассматривают ее как некий структуризованный объект. Через входы из внешней среды в определенные моменты времени в систему поступают вещество, энергия или информация; в другие моменты времени результаты процессов их преобразования поступают во внешнюю среду через выходы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.