СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы проекта……………………………………..…………….4
Цели и задачи……………………………………………………...….….……....7
Этапы реализации проекта …………………………………….……………….7
Основные теоретические положения………………………………………..…8
Проектируемая деятельность методологически основана
на использовании следующих подходов………………….…………………..…8
Принципы обучения…………………………….………….…………….………9
Формы обучения……………………………………….…………………….….11
Методы обучения……………………………………….………………...…..11
Психологические и технические требования
к применяемым на уроке компьютерным моделям…………….…….…….11
Результативность реализации проекта…………………………..………….14
Внедрение проекта……………………………………………………………..16
Выводы и перспективы……………………………………………………….17
Ценность проекта……………………………………………………….……..18
Ограничения на возможности применения КМ………………….………..18
Список используемой литературы и сайтов…………….………………...…...19
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………...………….21
Содержание образования по учебному предмету “физика”…….………..21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………….22
Общая характеристика базы компьютерных моделей ……………………22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ……………………………………………………………26
Сравнительный анализ уровня учебных достижений учащихся
11”Б” и 11”А” классов при изучении разделов
“Частицы и волны ” “Атомы и молекулы” ………………………...………26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ……………………………………………………………26
Результативность учащихся контрольных классов ……………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ………………………………………………………….27
План проведения областного семинара учителей по теме
“Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения на уроке физики”………………………….28
Анкета участникам областного семинара …………………………………29
Результаты анкетирования участников областного семинара…………….30
Актуальность темы проекта
В сфере образования имеются неисчерпаемые возможности для формирования прочных знаний с применением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Можно “на пальцах” объяснить законы Столетова для фотоэффекта, а затем убедиться в неэффективности этого объяснения, предложив учащимся решить задачи для решения с применением этих законов. Если же сначала продемонстрировать компьютерную модель соответствующего эксперимента, то на основе анализа представленной модели ученик сам cможет сформулировать эти законы, понимая физическую суть и механизм процесса, который он наблюдал собственными глазами, пусть и в модельном варианте. Такие знания и представления составят основу для решения качественных и расчётных задач по этой теме.
Анализируя содержание образования по учебному предмету «физика» (Образовательный стандарт учебного предмета «физика» (VI—XI классы)) по признаку доступности восприятия и представления изучаемых физических процессов учащимися (приложение 1), можно заметить, что на каждом этапе обучения есть темы, при изучении которых целесообразно применение компьютерных моделей.
Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет эффективно использовать программные продукты на всех этапах учебного процесса. На уроках физики могут быть применены различные дидактические средства компьютерной поддержки учебного процесса:
ü компьютерные модели физических процессов;
ü компьютерные лабораторные работы;
ü визуализированный в учебных презентациях исторический и справочный материал;
ü наборы нестандартных, творческих заданий, при выполнении которых ребятам необходимо произвести поиск дополнительной информации и её преобразование;
ü анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.д.
Из всего вышеперечисленного необходимо выделить такое средство компьютерной поддержки урока физики, как компьютерные модели физических процессов, явлений, приборов и экспериментов. Поскольку физика – наука экспериментальная, её изучение желательно всегда сопровождать демонстрационным экспериментом. Если нет возможности провести реальный эксперимент, то применение компьютерных моделей позволяет заменить его виртуальным. Подчеркнём, что компьютерные модели (КМ) – это компьютерные программы, пригодные для проведения виртуальных демонстрационных опытов, визуализации явлений или идеализированных модельных ситуаций.СприменениемКМ удаётся создавать и наблюдать в динамике запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизводить их тонкие детали, а также моделировать ситуации, недоступные для восприятия в реальных условиях [1].
При использовании КМ имеется уникальная возможность визуализации упрощённой теоретической модели с поэтапным её усложнением посредством включения в рассмотрение дополнительных существенных факторов. Тем самым модель постепенно приближается к реальному явлению. Кроме того, воспроизведение на экране компьютера живой, динамической, запоминающейся картины физического опыта или явления способствует формированию осознанных представлений о данном физическом опыте или явлении [2,3]. Это особенно важно для учащихся с доминирующим образным мышлением, которые без «картинки» не способны представить физический процесс, явление и поэтому затрудняются в усвоении физики. В свою очередь, знания учеников с теоретическим типом мышления нередко оказываются формализованными. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, подвижными графиками, схемами – дополнительное средство развития образного мышления [4]. Отметим, что для изучения физики одинаково важны оба вида мышления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.