Сравнивая уровни учебных достижений учащихся, видим, что в экспериментальном классе уровень достижений выше, чем в контрольном, что является основанием для вывода о том, что применение КМ способствует формированию представления о сложных процессах и повышению качества обучения.
При решении задач олимпиадного уровня требуется четкое представление о процессе или явлении, соответствующем поставленной задаче. При работе учащихся над исследовательскими проектами и при подготовке к научно-практическим конференциям также требуется глубокое представление о рассматриваемом явлении и его связи с другими явлениями. Для подготовки доклада и представления результатов выполненной работы учащимся приходится самостоятельно выполнять компьютерное моделирование. Подготовленные при этом модели можно использовать в учебном процессе. Для выполнения комбинированных заданий ЦТ требуется чёткое представление о физической картине мира.
Поэтому об эффективности мероприятий, осуществлённых при реализации проекта, можно судить по результатам, достигнутым учащимися экспериментальных классов (приложение 4):
· на олимпиадах;
· при централизованном тестировании;
· на научно-практических конференциях школьников;
· при поступлении выпускников в технические вузы.
Внедрение проекта
Опыт работы по обучению учащихся физике с применением на уроках КМ используется в практике учителей СОШ №10 города Жлобина и ряда школ Жлобинского района. В ходе реализации проекта с применением КМ проведено 8 открытых уроков в присутствии учителей города и района. Распространению в Республике Беларусь опыта применения КМ на уроках физики, вероятно, способствовало опубликование сценария урока в «Настаўніцкай газеце» (№ от 24.02.2009 .г). Результаты, полученные в ходе реализации проекта, доложены на районном методическом объединении (сделано 5 докладов). В мае 2009 года в форме мастер-класса проведён областной семинар учителей по теме “Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения на уроке физики” (материалы семинара – в приложении 5), в семинаре участвовало 25 учителей физики Гомельской области.
Выводы и перспективы
При разработке и реализации данного проекта решены следующие задачи:
ü изучены теоретические основания применения компьютерных моделей на уроках физики;
ü определена система требований, при выполнении которых использование компьютерных моделей способствует формированию представлений о физических процессах и явлениях;
ü создан интерактивный банк компьютерных моделей;
ü проведена практическая апробация КМ, в ходе которой доказана эффективность их использования как средства повышения качества знаний по физике.
На основе промежуточных результатов реализации проекта можно сделать следующие выводы:
1) планомерное, последовательное и системное использование КМ на уроках физики способствует интеллектуальному развитию учащихся, значительному расширению их кругозора и развитию пространственного воображения, формированию представлений о физических процессах и явлениях, благодаря чему обеспечивается повышение уровня знаний по предмету;
2) эффективное применение КМ в образовательном процессе обеспечивается при условии соблюдения системыпедагогических, психологических и технических требований, сформулированных выше;
3) для распространения опыта использования компьютерных моделей в школах Республики необходима поэтапная и целенаправленная работа по обучению учителей физики технологии разработки КМ и их использования при проектировании уроков, а также систематическая деятельность учителей по самообразованию в данной области.
Перспективы работы над проектом мы связываем с пополнением банка КМ в результате собственной разработки и поиска новых КМ и дальнейшем их применением в процессе обучения физике.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.