Создание банка компьютерных моделей как средства формирования представлений учащихся о физических процессах и явлениях, страница 4

ü принцип субъектной позиции учащихся, в соответствии с которым качественное изменение представлений школьников о сложных физических процессах возможно только при наличии их собственной активности, возникновению которой способствует рефлексивный анализ процесса и результатов собственной деятельности, организованной с применением КМ;

ü принцип мотивации и потребности в познании, в соответствии с которым мыследеятельность вообще и рефлексия в частности возможны при условии, если ученик мотивирован на узнавание, понимание, осмысление, поиск истины. Визуализируя быстропротекающие физические процессы, явления микромира, различные сложные эксперименты и др., можно влиять на формирование потребности в познании;

ü принцип опоры на опыт, в соответствии с которым имеющийся субъективный опыт учащегося используется в качестве одного из оснований обучения; подразумевается, что при восприятии новой информации всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому явлению, потребности, интересы, устремления. Воспринимаемая субъектом картина не является простой суммой мгновенных ощущений, она часто содержит такие детали, которых в данный момент нет на сетчатке глаза, но их визуальный образ ученик мысленно представляет на основе предшествующего опыта [12,13,14].

Названные подходы и принципы выступают в качестве педагогических требований к отбору и применению компьютерных моделей в процессе обучения физике.

Формы обучения

Применение КМ в учебном  процессе не сопряжено с изменением традиционных форм обучения, поэтому сохраняется классно-урочная система, в рамках которой можно наиболее полно реализовать системный подход.

Методы обучения

Представления об изучаемых физических процессах можно формировать у учащихся, применяя традиционные методы обучения (эвристическая беседа, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой), но формируемые при этом представления не всегда оказываются полными. Предпочтительно следует использовать активные способы обучения: исследовательский, познавательный и т.д.

Такой метод обучения,  как эвристическое наблюдение, пригоден для организации целенаправленного личностного восприятия учеником различных физических процессов (что является подготовительным этапом в формировании представлений) и как следствие – для формирования теоретических знаний. Повышение уровня мотивации и познавательного интереса учащихся осуществляется с использованием таких методов, как “мозговой штурм”, эвристическая беседа, метод сравнения [15,16].

Психологические и технические требования к применяемым на уроке компьютерным моделям

Для обеспечения коллективного восприятия информации с большого экрана её представление должно соответствовать определённым психологическим и техническим требованиям:

Ø  в ходе демонстрации КМ не должны меняться условия восприятия, так как процессы настройки сенсорной системы человека (особенно зрения) более инертны в сравнении с информационной реакцией мозга;

Ø   техничное исполнение экранно-звукового ряда учебных слайдов, содержащих гиперссылки наКМ, должно соответствовать временным, информационным, пространственным пределам восприятия. При представлении информации на большом экране:

·  минимальный угол зрения на объект с ученического места должен быть не менее 10°; поэтому в учебном помещении расстояние от последнего ряда до экрана должно быть менее шестикратной ширины экрана;

·  поле зрения для чёткого видения всех деталей по вертикали составляет αверт~ 14°, по горизонтали – αгор~ 40°; при больших размерах изображения в работу включается боковое зрение (благодаря ему не различаются детали, но обеспечивается «эффект присутствия»), поэтому детальное изучение объектов возможно при их увеличенном изображении (большой экран);