Анализируя электронные средства обучения (ЭСО) по физике, представленные на CD и в Интернете, обнаруживаем отсутствие таких разработок, в которых КМ были бы систематизированы по разделам физики. Вследствие этого учитель, применяющий компьютер в процессе обучения, испытывает трудности при поиске нужной к уроку КМ. Если же подходящая модель найдена, то непосредственное её использование на уроке затруднительно в силу ряда обстоятельств:
ü приложения, содержащие КМ, активизируются в режимах, не удобных для практического применения на уроке;
ü для демонстрации фрагментов, которые содержат нужную на уроке информацию, приходится запускать всю программу; фактически приходится подстраивать ход урока под компьютерную программу, что не эргономично;
ü требуется инсталляция всех программ и др.
Несомненно, при любом количестве и качестве централизованно создаваемых образовательных программ, содержащих КМ, органичное их применение обеспечивается учителем. Компьютерные материалы включаются в урок как его необходимый компонент в соответствии с конкретной учебной целью, задачей. Поэтому системообразующими являются дидактические материалы, специально подобранные или изготовленные,а также целесообразно организованные самим учителем. Эти действия учителя способствуют достижению основной цели применения КМ – созданию дидактически активной среды, способствующей формированию представлений о физических процессах и явлениях [5].
В то же время нельзя подменить все физические эксперименты их моделированными симуляциями. Если есть возможность демонстрировать видеозаписи натурных экспериментов, которые дают адекватное представление о реальном протекании физических явлений, то от использования КМ следует отказаться.
Таким образом, на основании результатов теоретических исследований, анализа опыта деятельности практиков и собственного опыта работы нами выдвинуты следующие предположения:
1) применение КМ способствует формированию представлений о физических явлениях и положительно влияет на качество усвоения учебного материала;
2) эффективный отбор и использование КМ возможны при наличии банка компьютерных моделей физических процессов и явлений.
В связи с этим существует необходимость создания интерактивного банка КМкак средства, облегчающего учителю отбор КМ, применение которых будет наиболее эффективным при формировании представлений учащихся о физических явлениях и процессах.
Цели и задачи
Целью образовательного проекта являетсясоздание банка компьютерных моделей как средства формирования представлений учащихся о физических процессах и явлениях.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и содержание процесса формирования представлений учащихся о физических явлениях и процессах;
2) осуществить анализ доступности содержания образования по учебному предмету «физика» для его восприятия учащимися и последующего формирования у них представлений об изучаемых процессах и явлениях;
3) составить перечень педагогических, психологических и технических требований, которым должны удовлетворять включаемые в банк компьютерные модели;
4) выявить характер влияния виртуальных демонстрационных опытов на восприятие и понимание школьниками физических процессов, явлений и законов;
5) осуществить отбор и группировку компьютерных моделей.
Участники проекта:
- учащиеся 6 – 11 классов общеобразовательной школы;
- учителя физики, администрация школы.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (2006/2007 уч.г.)
Функции этого этапа – диагностическая, проектная, организационная.
На данном этапе выполняется:
ü изучение литературы по теме проекта;
ü анализ современного состояния проблемы теоретического обоснования и практического применения компьютерных моделей на уроках физики;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.