3) В принципе и для предприятий и организаций был установлен определенный лимит обмена. Сумма сдаваемых денег от различных коммерческих структур не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступившей в кассу на конец дня 25 июля. При этом сдача и обмен происходили на основании акта, который обязаны были составить все предприятия и организации. В акте отражалась вся наличность, находящаяся в кассе по состоянию на 26.07.93 г. К сдаваемой сумме в банк обмена прикладывался данный акт.
После начала проведения этих мероприятий Центральному Банку России предъявили ряд претензий.
1. Банк России не имел законного права этого делать. В последующем выяснилось, что согласно Закона "О денежной системе России", Центральный банк имеет право изымать из оборота денежные купюры, заменять их на новые.
2. Были ущемлены права населения. Президиум Верховного Совета РФ издал специальное постановление, где указал, что этим решением банк нарушил конституционные права граждан, особенно в части ограничения суммы обмена. Но банк приводил свои аргументы по необходимости ограничения сумм обмена и соблюдение интересов граждан. В июне 1993 г. средний доход на человека в России составлял 20 т.р., следовательно 35 т.р. - вполне достаточная сумма для подавляющего большинства населения. К тому же именно старых купюр на одного гражданина приходилось всего 8 т. руб.
3. Некоторые утверждали, что фактически была проведена денежная реформа конфискационного типа. Но реально конфискации для большинства населения не было, т.к. до 100 т.р. деньги обменивались без ограничений свыше 100 т.р. можно было положить на депозитный счет под 100 %, что в условиях инфляции выгоднее, чем держать деньги на руках, они в этом случае обесцениваются быстрее.
Но были ли отрицательные последствия? Конечно были:
1) Сбербанк не был подготовлен, не было достаточных запасов денежных знаков, особенно мелких. Ведь вначале предполагалось обменять и купюры 1, 3, 5 и 10 руб. Их сдали предприятия, не стали выдавать населению. В результате, стало невозможно рассчитаться при проезде в городском транспорте, при мелких покупках. В магазинах перестали сдавать сдачи мелкой купюрой.
В целом товарооборот стал осуществляться с перебоями. Впоследствии разрешили использовать в обороте мелкие купюры образца 1961-1992 гг. и эта проблема стала решаться.
Неоправданно пострадали и те, кто находился в пути, у них не брали денежные билеты старых образцов.
Конечно, безболезненнее можно было бы провести систему "мягкого" изъятия денег старых выпусков из обращения, т.е. постепенно через банки заменить одни виды купюр на другие (старые принимать, а выпускать новые). Однако, как отмечают работники Центрального банка, усилившийся "сброс" старых денежных знаков из-за российских рубежей заставил прибегнуть к более жесткому варианту обмена.
2) Был элемент очередного подрыва населения к деньгам. Бывший министр финансов Б. Федоров именно на это делал упор. И это верно, в определенной степени у населения было подорвано доверие к правительству, к его денежной политике обращения.
Учитывая это, в 1998г., в период проведения деноминации, исключили всякие ограничения по сумме обмена, а также установили годичный срок такого обмена. Деноминация 19998г. в целом положительно сказалась на состоянии денежного обращения страны: облегчились расчеты, изменилось строение денежной массы: сократилось количество бумажных купюр (с 9 до 5) и увеличилось количество монет, что позволило более активно использовать автоматы и экономить на организации наличного денежного обращения (монеты служат значительно дольше).
5. Организация и регулирование денежного обращения.
В 1995г. Государственная Дума России принимает по существу новый закон о центральном Банке РФ, где четко излагается организация денежной системы России и роль Центрального банка в этой организации.
В законе подчеркивается, что исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Решения по выпуску новых билетов и об изъятии старых согласовываются с правительством РФ. Период изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.
Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» разделил полномочия правительства и ЦБ в области изготовления денежных знаков. В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
- разработка порядка ведения кассовых операций в хозяйстве.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством.
Вопросы регулирования денежного обращения рассматриваются и в широком и в узком смысле слова.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.