Экономическая оценка эффективности мероприятий по реформированию предприятий вагонного хозяйства железнодорожного транспорта в современных условиях, страница 5

Закрепление вагонов за ОК, ужесточение контроля за передачей вагонов по стыкам дорог приведут к улучшению качества содержания вагонов, уменьшению расходов на ремонт, повышению ряда эксплуатационных измерителей, зависящих от состояния вагонного парка. Закрепление вагонов за ОК в свою очередь потребует дополнительного увеличения парка вагонов, возрастет объем работ по сортировке и подбору вагонов, а также перепробег вагонов, в том числе и к пунктам производства ремонта.

Необходимо будет реализовать слежение за парком грузовых вагонов, переданных ОК, прежде всего пономерной учет междорожной передачи вагонов.

При технико-экономической оценке создания ОК учитывалось, что плановые ремонты (деповской и капитальный) производятся на соответствуюших ремонтных предприятиях железных дорог, с которыми компании связаны договорными отношениями.

Доля вагонной составляюшей, определяемой расходами по техническому обслуживанию грузовых вагонов, подготовке их к перевозкам, ремонту и отчислениями на реновацию, в эксплуатационных расходах на грузовые перевозки, по отчетным данным за 1998 г., составила около l4 %. Наибольший удельный вес имеют расходы, связанные с отчислениями на реновацию грузовых вагонов (29,4 %), их деповской ремонт (20 %), техническое обслуживание на станциях (l9,7 %) и капитальный ремонт (18,6 %).

Создание грузовых компаний при прочих равных условиях без внесения изменений в действующую нормативную правовую документацию (постановка вагонов в ремонт по пробегу) не приведет к снижению этой доли расходов. В настояшее время в вагоноремонтном производстве широко используются старогодные узлы и детали со списанных вагонов, поэтому рост расходов на деповской ремонт несколько сдерживается. При создании грузовых компаний требования к качеству производимого ремонта повысятся, что приведет к необходимости использовать новые запасные части и детали, Расчеты показывают, что только из-за этого расходы на деповской ремонт увеличатся как минимум на10- l5%.

Вместе с тем в результате повышения качества ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов должно сократиться количество таких вагонов, направляемых в текущий ремонт, и соответственно расходы на этот вид работ. Так, например, организация рационального использования цистерн и их специализация на перевозке однородных грузов приведут к сокращению количества промывок и  пропарок и, следовательно, к снижению расходов на их подготовку под налив. По экспертным оценкам, если принять, что число отцепок в текущий ремонт снизится на 20 %, то расходы на подготовку цистерн под налив уменьшатся в 2 раза, расходы на деповской ремонт без учета рентабельности увеличатся на l5 %, расходы по профилактическому ремонту автотормозов будут сведены к нулю. Большинство работ, выполняемых для грузовых компаний, будет оплачиваться ими по ценам с учетом рентабельности, а это означает, что по отношению  к достигнутому уровню расходы не уменьшатся, а возрастут. Дополнительные затраты, связанные с увеличением потребного рабочего парка ΔЭз, можно рассчитать по формуле:

ΔЭз = 365[ΔЭв-ч + ΔЭв-км + ΔЭл-ч + ΔЭл-км + ΔЭбр-ч  + ΔЭп],          (3.13)

где ΔЭв-ч и Эв-км — изменение эксплуатационных расходов, связанное с изменением соответственно инвентарного парка и пробега грузовых вагонов;

     ΔЭл-ч , ΔЭл-км и ΔЭбр-ч — изменение эксплуатационных расходов, связанное с изменением соответственно локомотиво-часов работы поездных локомотивов, их пробега и бригадо-часов работы локомотивных бригад; ΔЭп — изменение эксплуатационных расходов, вызванное увеличением потребности в станционных путях при возрастании рабочего парка вагонов.

Увеличение эксплуатационных затрат в зависимости от числа создаваемых операторских компаний и от доли передаваемого этим компаниям парка грузовых вагонов представлено в табл. 3.2.

                Таблица 3.2

Увеличение эксплуатационных расходов, млн. руб.

Род вагона

Доля передаваемого компаниям парка, %

30

50

70

100

Количество компаний

2

8

2

8

2

8

2

8

Крытый

125,6

151,5

176,5

238,1

230,5

261,7

331,6

408,1

Платформа

43

62,2

63,5

90,8

87,3

116

108,4

153,5

Полувагон

744

900,2

1037,6

1403,6

1332,9

1965,9

2030,7

2650,8

Цистерна

157,5

188,4

223,8

271,1

279,1

387,4

418,8

538,5

Всего

1070,1

1302,3

1501,3

2003,5

1929,8

2731

2889,4

3750,9

Закрепление вагонов за ОК влияет на среднее время транспортировки универсального вагона в порожнем состоянии в депо, в котором проводится плановый деповской ремонт, и среднее время простоя в ожидании ремонта.

Изменение ремонтной составляющей в общих затратах при создании ОК представлено в таблице. 3.3

                                                                  Таблица 3.3

Изменение ремонтной составляющей в общих затратах при создании ОК