Выполнение основных мероприятий по повышению эффективности и качества технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов должно способствовать снижению трудоемкости технического обслуживания и ремонта, что позволит добиться сокращения численности рабочих на этих работах и экономии фонда оплаты труда
Экономия численности работников может быть определена по формуле
(3.11)
где -трудоемкость i-го вида ремонта вагонов соответственно в отчетном и предыдущем периоде, чел-ч;
- программа i–го вида ремонта в отчетном периоде, ед.;
- годовая норма рабочего времени 1 работника, ч.
Рассмотрим это на примере работы вагонного хозяйства железных дорог России в 2001 – 2002 годах.
Таблица 3.1
Затраты человеко-часов на деповском ремонте 1-го приведенного грузового вагона
Дороги |
Декабрь 2001г. |
Декабрь 2002г. |
||
Количество приведенных единиц. |
Трудоем-кость |
Количество приведенных единиц. |
Трудоем-кость |
|
Октябрьская |
4453 |
19,1 |
6905 |
32,2 |
Калининградская |
407,8 |
37,9 |
378,8 |
53,0 |
Московская |
6549,1 |
32,2 |
8208,3 |
34,9 |
Горьковская |
4432,0 |
52,9 |
5949,6 |
36,6 |
Северная |
3253,5 |
23,0 |
3876,9 |
41,1 |
Северо-Кавказская |
2558,6 |
75,8 |
5443,3 |
37,8 |
Юго-Восточная |
3692,1 |
23,7 |
6317,8 |
36,3 |
Приволжская |
2245,6 |
36,6 |
1758,6 |
88 |
Куйбышевская |
2760,7 |
80,6 |
6438,9 |
32,4 |
Свердловская |
7933,1 |
30,8 |
9853 |
39,1 |
Южно-Уральская |
5817 |
44,2 |
8733,6 |
41,7 |
Западно-Сибирская |
3917 |
24,5 |
3043 |
34,4 |
Красноярская |
3213,6 |
23,03 |
2173,8 |
29,1 |
Восточно-Сибирская |
3099,8 |
74,9 |
14199 |
24,0 |
Забайкальская |
3403,9 |
16,7 |
3057,1 |
31,4 |
Дальневосточная |
1024,9 |
107,4 |
3001,4 |
35,3 |
Согласно приведенным данным в декабре 2001г за счет снижения трудоемкости деповского ремонта на отдельных железных дорогах против того же периода за 2000г в целом по сети железных дорог получена экономия численности работников
Тогда экономия на фонде оплаты труда составит
Аналогичными методами может
быть рассчитана экономическая эффективность технико-экономических мероприятий,
проводимых в результате реорганизации вагонного хозяйства железных дорог.
В РАО РЖД вагоноремонтный сервис должен быть прибыльным. На наш взгляд собственный подвижной состав необходимо ремонтировать по себестоимости, а компаний-операторов и собственников грузовых вагонов: себестоимость + прибыль или использовать метод спрос + предложение.
3.3 Методика расчета эффективности создания операторских компаний
В соответствии с Концепцией предусматривалось создание грузовых операторских компаний, осуществляющих доставку грузов, преимущественно массовых. Такие компании могут располагать собственным вагонным парком, в том числе специализированным, а также контейнерами и другими основными фондами, необходимыми для выполнения своих функций. Как вариант рассматривалась возможность создания компании, имеющей собственный парк грузовых вагонов, обеспечивающей их обслуживание и ремонт и предоставляющей вагоны в аренду грузовым компаниям и другим предприятиям. Предусматривалось, что компании в качестве государственных унитарных предприятий будут подчиняться МПС РФ, которое в установленном порядке утверждает их уставы и заключает контракты с их руководителями.
Для оценки эксплуатационных показателей функционирования таких компаний, имеющих различное количество вагонов (всего и по их типам), было проведено исследование с использованием математического моделирования работы железнодорожной сети МПС РФ. Для технико-экономического сравнения вариантов моделей управления вагонным парком на уровне сети железных дорог использовалась оценка экономического эффекта.
ΔЭ = ΔЭрем + ΔЭпер - ΔЭд - ΔЭупр - ΔЭинф (3.12)
гдe ΔЭрем — изменение расходов, связанных с лучшей организацией компаниями ремонта своих вагонов
ΔЭд — дополнительные затраты связанные с увеличением потребного рабочего парка
при создании компаний на базе вагонов выделяемых из инвентарного парка МПС;
ΔЭпер — увеличение прибыли в результате действия рыночных факторов, привлечения дополнительных объемов, перевозок, повышения качества перевозок и сервисных услуг для клиентуры;
ΔЭупр — дополнительные затраты, связанные с содержанием управленческого штата компаний, арендой помещений и др;
ΔЭинф — дополнительные затраты по оплате информационных услуг, по отслеживанию дислокации подвижного состава компаний. Рассматривалась схема, при которой грузовые вагоны передаются операторскими компаниям (ОК) для эксплуатации; последние несут ответственность за обеспечение плановых ремонтов прежде всего на ремонтных предприятиях причастных дорог, а в тех случаях, когда мощности этих предприятий недостаточны, — на предприятиях, имеющих свободные мощности. Финансирование ремонта должно осуществляться ОК за счет средств ремонтного фонда, образуемого у нее по результатам хозяйственной деятельности. Система эксплуатации вагонов предусматривает разделение ответственности: ОК должны обеспечивать своевременное выполнение плановых ремонтов (деповского, капитального), железные дороги — выполнять в срок все операции межремонтного обслуживания вагонного парка. Все вагоны должны иметь четко нанесенную единую нумерацию и обозначение компании.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.