4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ КОТЛОВ
ЦИСТЕРН ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Мировой и отечественный опыт транспортировки нефтепродуктов и углеводородных газов подтверждает их высокую взрывную и пожарную опасность. Пренебрежение их особой взрывопожароопасностью может привести к серьезным авариям и катастрофам, а также к большому экономическому ущербу. Это особенно усугубляется, с одной стороны, износом подвижного состава, верхнего строения пути, с другой стороны, снижением дисциплины на железнодорожном транспорте.
Так, по данным военной кафедры МИИТа в 1994 году произошло 9 крупных аварий (табл.4.1), а в 1995 году- 12 таких аварий (табл.4.2). Причем, в большинстве случаев (4 из 9 в 1994 г. и 8 из 12 в 1995 г.) аварии сопровождались пожарами. Для оценки экономического ущерба от аварий в таблицах 4.1 и 4.2 приведены данные о причинах, месте аварии и последствиях.
Так, анализ сведений, представленных в табл.4.1 показывает, что общий ущерб от аварий складывается из:
-затрат на ремонтно- восстановительные работы, Срем-вос.;
-затрат, связанных с потерей груза, Сгр.;
-затрат, связанных с задержкой движения грузовых и пассажирских поездов и закрытия перегона, Сз.пер.;
-затрат, связанных с потерей подвижного состава, Сп.с.;
-затрат, связанных с ремонтом подвижного состава, попавшего в аварию, Срем.;
-затрат, связанных с выплатой страховых взносов в случае человеческих жертв, Сстр.;
-затрат, связанных с восстановлением экологии в районе аварии, Сэкол..
Таким образом ущерб от аварий составит:
Z=Срем.вос.+ Сгр.+ Сз.пер.+ Сп.с.+ Срем.+ Сстр.+ Сэкол. (4.3.)
Затраты на ремонтно-восстановительные работы от аварий, произошедших с цистернами для перевозки пожароопасных грузов в 1994 г. в ценах этого же года, составили:
Срем.вос. = 1457,8 млн. руб.
а затраты, связанные с потерей груза, соответственно, составили:
Сгр. = 403,6 млн. руб.
Данные, приведенные в таблице 4.1, показывают, что за 1994 г. по приведенным авариям задержка в грузовом движении составила 224 поезда в течение 693 поездо-ч, т.е. экономический ущерб от задержки в грузовом движении составит:
Сз.пер.Гр. =Епр.Гр.SNГр. TГр. (4.2)
где Епр.Гр.- нормативная величина стоимости 1 часа простоя грузового поезда;
NГр.- количество задержанных грузовых поездов вследствие аварии;
TГр.- величина задержки каждого грузового поезда, час.
Согласно /42/изменение эксплуатационных расходов при увеличении простоя поездов оценивается с помощью укрупненной расходной ставки 1 поездо-ч., которая включает издержки на деповской ремонт, амортизацию вагонов в части их восстановления, содержания локомотивных бригад, электроэнергию (топливо), на текущий ремонт и техническое обслуживание локомотивов. Схема расчета укрупненной расходной ставки 1 поездо-ч. простоя в грузовом движении приведены в таблице 4.3.
Таблица 4.3.
Схема расчета оценки 1 часа простоя грузового поезда по данным 1994 года.
Наименование измери- теля |
Значение расходной ставки, руб. |
Формула для расчета |
Величина измери- теля |
Расходы, руб. |
Вагоно-часы |
366 |
М |
67 |
23733,7 |
Локомотиво-часы |
2560/4284 |
1 |
1 |
3287,6 |
Локомотиво-километ- ры условного пробега |
214/692 |
1 |
1 |
415,7 |
Бригадо-часы локо- мотивных бригад |
10175/ 11427 |
1 |
1 |
10703 |
Киловатт-часы электро- энергии (кг условного топлива) |
66,1/128,9 |
апр |
61/45 |
4766,2 |
Итого: |
42906,2 |
Согласно рекомендаций работы /42/ при определении дополнительных расходов при задержках поездов сверх времени расходная ставка на бригадо-час локомотивных бригад учитывается в размере 50% тарифной ставки повременщика. Кроме того, расходные ставки, приведенные в табл. 4.3 соответствуют среднесетевым условиям эксплуатации в 1994 году /43/; в числителе- при электровозной тяге, в знаменателе- при тепловозной тяге. Причем, доля электровозной тяги составляет bэл.= 0,578, а тепловозной, соответственно, - bтеп.=0,422.
В табл.4.3 величина "M" характеризует состав поезда в вагонах, которую можно определить исходя из предположений, что состав укомплектован 4-осными цистернами для перевозки нефтепродуктов модели 15-1443.
Тогда:
M= Qп.бр. / Pст.бр. ,
Qп.бр. = (Т + P).( lп.о. - 50) / 2Lсц = 800(23,2 + 60)/12,02 = = 5537,4 - вес поезда в т. брутто на длине станционных путей.
Следовательно:
M= 5537,4 / (23,2 + 60) = 67 вагонов.
Согласно / 42 / схема расчета оценки 1 часа простоя в пассажирском движении, кроме расходов, учитывающихся на 1 поездо-ч в грузовом движении, учитываются расходы на содержание проводников пассажирских вагонов, начальников поездов, электромонтера. В табл. 4.4 приведена схема расчета укрупненной расходной ставки на 1 поездо-ч простоя в пассажирском движении. Причем, в расчетах принимаем, что пассажирский поезд состоит из 20 вагонов, а норма расхода электроэнергии (топлива) за один час простоя тепловоза 2ТЭ10У в рабочем состоянии и электровоза ВЛ10 принята на основании / 44 /.
Используя полученные данные в табл. 4.3 и 4.4 и сведения о количестве задержанных грузовых и пассажирских поездов при авариях в 1994 г., получим ущерб от задержки движения в следствие аварий:
Cз.пер. = Cз.пер.Гр. + Cз.пер.Пасс. .
Следует заметить, что полученная величина ущерба от задержки грузовых и пассажирских поездов не учитывает потери от задержки пригородных поездов.
Таблица 4.4.
Схема расчета оценки 1 часа простоя пассажирского поезда по данным 1994 года.
Наименование измери- теля |
Значение расходной ставки, руб. |
Формула для расчета |
Величина измери- теля |
Расходы, руб. |
Вагоно-часы |
М |
20 |
||
Локомотиво-часы |
1 |
1 |
||
Локомотиво-километ- ры условного пробега |
1 |
1 |
||
Бригадо-часы локо- мотивных бригад |
1 |
1 |
||
Бригадо-часы поездных бригад |
2153 |
1 |
1 |
2153 |
Киловатт-часы электро- энергии (кг условного топлива) |
66,1/128,9 |
апр |
||
Итого: |
Кроме того величина экономического ущерба от задержки движения может быть определена с использованием ущерба от закрытия перегона, которая по данным 1994 г. составляла 420 тыс. руб. на 1 ч закрытия перегона. Тогда:
Cз.пер. = 420 . 210 = 88,2 млн. руб.
Экономический ущерб вследствие исключения из инвентарного парка поврежденных цистерн в 1994 г. составил:
Cп.с. = Ццист. . Nповр. цист. , (4.3)
где Ццист. - ценанефтебензиновой цистерны в ценах 1994 г.;
Nповр. цист.= 36 - количество цистерн, подлежащих исключению из инвентарного парка в 1994 г.
Если принять стоимость одной цистерны для нефти и бензина равной 30 тыс. $, или 165 млн. руб., то экономический ущерб в 1994 г. от списания цистерн, попавших в аварию составит:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.