Здесь Рсоуд.1 = 2,56 . 10-3 - вероятность пробоя котла при соударении цистерны на перегоне,
Рсоуд.2 = 2,2 . 10-4 - вероятность пробоя котла при соударении цистерны при маневрах.
Величина предотвращенного ущерба при столкновении цистерн, оборудованных защитными устройствами днищ, составит на 1 цистерну в год:
DZсоуд. = Z. Рсоуд..(1 - 0,43) = 3260,97 . 1,46.10-3 = = 4,805 млн. руб.
С другой стороны, оборудование цистерн защитными устройствами днищ увеличивает тару цистерны на 0,5 т, что в свою очередь увеличивает эксплуатационные затраты и цену цистерны на величину / 45 /:
DZдн.= 0,09. Кинф. = 900 тыс. руб.
Тогда величина предотвращенного ущерба от применения защитных экранов на цистернах для перевозки опасных грузов составит на 1 цистерну в год:
DZпред.3 = DZсоуд. - DZдн.=4,805 - 0,9 = 3,905 млн. руб.
Анализ статистических данных по авариям и крушениям за период с 1982 по 1992 гг., а также выполненные исследования по определению причин возникновения аварийных ситуаций подтверждают, что частота и степень повреждений вагонов в эксплуатации в значительной степени зависят от характеристик применяемых поглощающих аппаратов. Поэтому МИИТом совместно с ВНИИЖТом выполнен расчет экономической эффективности применения поглощающих аппаратов 73ZW на цистернах для перевозки опасных грузов, применение которых позволит снизить вероятность возникновения сверхнормативных сил, действующих на вагон в эксплуатации на 85%. Можно предположить, что на эту же величину снизится частота и степень повреждения вагонов. Тогда величина предотвращенного ущерба от установки поглощающих аппаратов 73ZW на цистернах для перевозки опасных грузов составит:
DZпред.4 =Z .SРi. 0,85
где Р1 = 2,2 . 10-4 - вероятность разгерметизации котла цистерны при соударении на маневровых работах и на стоянках;
Р2 = 6,4 . 10-4 - вероятность разгерметизации котла цистерны при соударении во время движения на перегонах.
Так как поглощающий аппарат 73ZW имеет допустимую скорость соударения 12 км/ч, а на сортировочных станциях и при роспуске с горок на случаи столкновений до 10 км/ч приходится до 29% от общего их числа, то вероятность возникновения аварийных ситуаций при установке данного аппарата составит на 1 цистерну в год:
Р1 = 2,2 . 10-4 (1 - 0,29) = 1,6 . 10-4 ,
а,
DZпред.4 =3260,97 . (1,6 . 10-4 + 6,4 . 10-4 ) . 0,85 = 2,61 млн. руб.
Согласно / 43 / использование поглощающих аппаратов 73ZW потребует дополнительных затрат на 1 вагон за полный срок службы аппарата 16,185 млн. руб., а цена цистерны увеличится на
DZпог. =(Ц 73ZW - Ц пмк.) . 2 = (1650 $ . 5,5 - 1540) . 2 =
= 15,07 млн. руб.
Суммарный предотвращенный ущерб по четырем рассматриваемым мероприятиям составит:
S DZпред.= DZпред.1+DZпред.2+DZпред.3+DZпред.4 - DZамор.,
где DZамор.- увеличение ежегодных амортизационных отчислений вследствие удорожания цистерны:
DZамор.= DÖ. На ;
На= 3,1%- норма амортизационных отчислений на реновацию для нефтебензиновых 4-осных цистерн;
DÖ- величина, характеризующая удорожание цистерны вследствие оснащения ее рассматриваемыми мероприятиями;
DÖ= DÒ. Ц1т мет.+ DZмат.+ DZтр.пок.+ DZпог.=
= (0,8 + 0,5) . 10 + 17,175 + 0,427 + 15,07 = 45,672 млн. руб.
DZамор. = 45,672 . 0,031 = 1,41 млн. руб./год;
S DZпред.=3,36 + 2,2 + 3,905 + 2,61 - 1,41 = 10,665 млн. руб./год.
Сравнивая предотвращенный ущерб от предлагаемых мероприятий, а также дополнительные затраты на осуществление этих мероприятий, можно сделать вывод, что срок окупаемости затрат на технические мероприятия составит:
Ток.= S DZмер./ S DZпред.
Где S DZмер. - сумма дополнительных затрат нарассматриваемыемероприятия за 20 лет эксплуатации 1 цистерны:
S DZмер. = DÒ. Ц1т мет.+ 2 . DZпок.+ DZпог. = (0,8 + 0,5) . 10 + + 2 . 17,6 + 16,185 = 64,385 млн. руб.
Тогда:
Ток.= 64,385 / 10,665 = 6,03 год.
Таким образом, реализация мероприятий по защите цистерн для перевозки опасных грузов, включающих дуги безопасности, защитные экраны днищ котла, огнезащитные покрытия котлов, применение более энергоемких поглощающих аппаратов, обеспечивает снижение ущерба от аварий на одну цистерну в год в сумме 10,665 млн. руб., а дополнительные затраты на эти мероприятия окупаются в течение 6 лет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
42. Методические указания по денежной оценке показателей эксплуатационной работы железных дорог. Отчет ВНИИЖТ по теме 28.00.14.86.87.87, М.: 1986 г. УДК 656.223.003.12, №гр-01860048433, Инв. №0286.0105954.
43. Технико-экономический расчет экономической эффективности применения поглощающих аппаратов 73ZW на грузовых вагонах РЖД. Отчет ВНИИЖТ, 1996 г.
44. Экономика железнодорожного транспорта. Под ред. Дмитриева В.А. М.: Транспорт, 1996 г.
45. Разработка правил эксплуатации и безопасного обслуживания специальных цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов, легкого углеводородного сырья и углеводородов группы пентанов. Отчет по НИР ВНИИПО и МИИТ. М.: 1991 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.