Теория игр и исследование операций. Модели, алгоритмы, сложность: Конспект лекций, страница 2

Многие оптимизационные задачи небольшого! размера (ЛП, игры, ЦЛП …) легко решаются в EXCEL с помощью команд Сервис и Поиск решения.

Алгоритмы решения многих задач предполагают сортировку данных. Метод “пузырька” имеет трудоемкость O(n2), а угадывание одной из n! перестановок требует log(n!)»log(nn)=n·log n вопросов = минимальная теоретическая трудоемкость.


1.1. ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ В Â1.

№1. Задача о p-медиане.

Пусть точки xi – магазины, wi – интенсивность продаж в i-ом магазине (). Надо среди них разместить p центров обслуживания cj (складов), минимизируя функционал или . В первом случае множество C называется P-медианой, а во втором − P-центром.

Рассмотрим наиболее простой случай, когда все точки лежат на прямой, упорядочены, p=1 и единственный центр c размещен на отрезке [xk, xk+1]. Тогда

Решение задачи свелось к минимизации на отрезке линейной по cфункции:

1)  если Δk< 0, то размещаем центр в точке xk+1, если Δk> 0, то в точке xk;

2)  если же Δk= 0, то центр можно разместить в любой точке отрезка [xk, xk+1].

Отсюда вытекает алгоритм отыскания 1-медианы на прямой: движемся по прямой слева направо, подсчитывая Δk на каждом интервале и перемещая центр в правый конец интервала, пока Δk не станет меньше 0. ~ Wk= > S=(Wn / 2).

Отметим, что здесь важны не расстояния между точками, а порядок точек!!

Пример: Пусть 6 пунктов упорядоченны по координате x и общий вес W6=195.

wi

30

15

40

60

18

32

Wk

45

85

145

S=W6/ 2=97,5; W1=30<S Þ переходим к пункту 2;

W2=30+15=45<S; W3=45+40=85<S; W4=85+60=145>S Þ размещаем центр в последнем рассмотренном пункте 4.

Можно предположить, что и для p–медианы расстояния не играют роли. Это неверно. Пусть n=6, p=2, все wi=1, xi=i Þ C={2,5}, но если x6=9, то C={3,6}.

i

wi

c1

Fi1

ji2

c2

Fi2

ji3

c3

Fi3

0

1

5

129

5

2

62

4

2

36

1

8

5

124

5

2

60

2

8

5

92

6

4

44

3

4

6

66

6

4

28

4

8

6

54

7

5

22

5

8

7

32

7

5

14

6

4

7

16

8

7

6

7

8

8

10

8

7

2

8

8

8

2

9

8

0

9

2

9

0

Пример 2. Построение 3-медианы методом динамического программирования. Пусть xi=i. wi см. таблицу.

Значение критерия при оптимальном размещении 1-го центра на интервале [xi, xj) = fij,

k центров на интервале [xj, ) = Fjk.

Таблица заполняется слева направо и снизу вверх.

Трудоемкость равна O(n2p), а если использовать выпуклость Fjk по параметру j, то O(np·logn).

Например, F22 = min{3: 0+66, 4: 4+54, 5: 16+32=48, 6: 28+16=44,…} = 44.

F03 = min{1: 0+60, 2: 1+44, 3: 9+28=37, 4: 14+22=36, 5: 30+14,…} = 36.