Z1,1 = Z1 È {x1 £ 2} Z1,2=Z1 È {x1 ³ 3}
(2,2), fоптлп=14 <R (3,3/2), fоптлп=13,5 <R
=> улучшения или повторения рекорда не может быть.
В России всякая полезная деятельность вредна.
Сергей Юрский
2. Принятие решений и элементы теории игр.
2.1. Задачи многокритериальной оптимизации.
Пусть xÎX, и f1(x),…,fn(x)- различные критерии.
Пример. При проектировании самолета (x) возникают критерии: надежность f1, скорость f2, стоимость f3, комфортабельность f4, и т.п. Какой проект выбрать?
Принципы принятия решения:
Выбор главного критерия |
Свертка критериев |
Принцип Парето |
®extr |
все критерии желательно максимизировать |
|
" i¹i0 (вводим ограничения на другие критерии) |
Для оценки весовых коэффициентов ai привлекают экспертов, но конкретную величину назвать невозможно |
"i fi(x)>fi(y) & $ i0: fi0(x)>fi0(y) Û xy т.е. x лучше y (предпочтительнее). |
№10. Построение свертки критериев. Пусть эксперт указал, что х "лучше" y, причем zxy={fi(x)-fi(y)} -известные вектора, а в качестве вектора a={ai} возьмем точку выпуклой оболочки множества Z, ближайшую к началу координат. Если aÎG (некоторой грани оболочки), то a^G. Задача не имеет решения, если a=0.
Пример. Есть 4 факультета, оцененные по двум показателям f1 и f2, и по мнению эксперта Х1Х2, X1X3, X3X2. На какое место поместить Х4?
Факультеты |
Критерии |
Свертка критериев F(X)=a1 f1(X)+a2 f2(X) |
Место |
|
f1 |
f2 |
|||
Х1 X2 X3 X4 |
25 30 10 45 |
25 20 30 15 |
F(X1)=3*25+7*25=250 F(X2)=3*30+7*20=230 F(X3)=3*10+7*30=240 F(X4)=3*45+7*15=240 |
1 4 2-3 2-3 |
Решение:
Построим свертку критериев ; X1X2Þz12=(f1(Х1)-f1(Х2), f2(Х1)-f2(Х2))=(-5,5), X1X3Þz13=(f1(Х1)-f1(Х3), f2(Х1)-f2(Х3))=(15,-5), X3X2Þz32=(f1(Х3)-f1(Х2), f2(Х3)-f2(Х2))(-20,10). Ближайшая к началу координат точка выпуклой оболочки множества Z лежит на отрезке [z32 z13]. Þ a ^ (z32-z13)=(-35,15) Þ a=(15,35) или (3,7) Значения свертки критериев см. в таблице. |
Ответ: По свертке критериев факультет Х4 делит 2-3 место.
Связь задачи с ЛП. Ограничения - строгие линейные неравенства. Функционал – квадратичная функция.
Линейный алгоритм построения свертки в Â2.
Попытка поиска оптимального направления бинарным поиском по точкам ни к чему не приводит, т.к. для направления на каждую проверяемую точку надо искать крайнюю точку циклом по всем точкам (концы отрезка, содержащего ближайшую к началу координат точку, могут лежать и справа и слева от медианы Þ их нельзя отбрасывать). Используем идею алгоритма Меджидо:
Общее число отброшенных точек равно n/4. Повторяя в цикле шаги 1-5, мы получим линейную трудоемкость, т.к.
Пример. На рисунках отметим медиану красной двойной стрелкой, а луч – оранжевой, «плохие» нормали – сиреневым, «хорошие» – зеленым, а крайние точки – жирным синим цветом. Результаты выполнения шагов 1-5 запишем в таблицу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.