К проблеме объекта психологии и в психологии, страница 6

Второе существенное упрощение и состоит в том, что образ мира (именно образ мира, а не образ мироздания) «построен» якобы из значений (пусть предметных), а не из личностных смыслов. И здесь целесообразно еще раз вернуться к позиции А.Н.Леонтьева.

Напомним, что такое смысл для Леонтьева. Психическая деятельность опосредствована «отражением психических свойств действительности, объективно связанных с теми свойствами действительности, которые непосредственно определяют жизнь, существование... Объективное отношение этих свойств, подчиняющее себе, определяющее деятельность субъекта и вместе с тем выступающее и возникающее в ней, и есть отношение смысла, есть смысл» (там же, с.207-208).

Следовательно, смысл есть не абстрактная категория действительности, но и не чисто субъективная, а субъективно-объективная категория. Это всегда смысл предмета для субъекта. Он развивается - от биологического (инстинктивного) к сознательному смыслу. Это развитие происходит на основе появления общественного отношения к действительности и в связи с появлением значений.

Смысл есть то, что позволяет человеку и человечеству интегрировать все три главных образующих процесса развития: деятельность, культуру (язык, систему знаков) и личность. Ибо только смысл как «отношение к значению» (или к предмету как значению, к предметному значению) позволяет отдельному человеку выступать как источник инноваций в отношениях человечества и мира, т.е., в конечном счете, обеспечивать поступательное развитие системы «человек-мир» и вариативность отношений различных людей к миру.

В образе мира встречаются все «игроки» на психологическом поле. Это, с одной стороны, отображение пусть в превращенной форме предметной реальности мира, существенной для социума. Это, с другой стороны, превращенная форма социальной деятельности в этом мире – деятельности, в процессе которой только и может осуществляться такое отображение. Это, с третьей стороны, знаки (слова, вообще факты культуры), «опрокинутые» в образ мира. И, наконец, с четвертой стороны, это то, что специфично для каждой отдельной личности личностный смысл как отношение личности к предметным значениям, опосредующее участие этой личности в едином процессе развития.

В знаменитой декларации А.Н.Леонтьева очень точно зафиксированы два основных полюса этой сложной игры образующих. «...Учение о деятельности есть альфа, учение о смысле - омега психологии!»[14]

Я хотел бы завершить свое выступление словами А.Н.Леонтьева из «Лекций по общей психологии», сказанными, правда, по более конкретному поводу, в связи с его понятием «симультанизации»; но очень четко выражающими позиции, отстаиваемее мной в сегодняшнем докладе: «Мы как бы видим процесс как вещь, способны увидеть процесс как вещь. Это удивительное свойство. И, по-видимому, это абсолютно необходимо для жизни, для приспособления к миру, то есть действия в этом мире. Приспособления в широком смысле, а не только биологически».

Спасибо за внимание.



[1] Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб, 1997, с.538.

[2] Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск, 1997, с. 193.

[3] Выготский Л.С. Собр.соч. Т.1. М., 1982, с.347.

[4] Ухтомский А.А. Доминанта души. Рыбинск, 2000, с. 71.

[5] Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Изд.2. М., 1992, с. 58-59.

[6] Там же, с. 124-125.

[7] Ухтомский А.А. Доминанта души. Рыбинск, 2000, с. 79.

[8] Там же, с. 78,80.

[9] Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск, 1997, с. 249.

[10] «Август». В другом произведении Борис Леонидович выразился еще «психологичнее»: «духу человека негде жить, \ Когда не в мире, созданном вторично» («Драматические отрывки»).

[11] Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.6. М., 1984, с. 49.

[12] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 42.

[13] Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986, с. 84.

[14] Леонтьев А.А. Философия психологии. М, 1994, с. 210.