Занятие №1 « Общие сведения об устройстве искусственных сооружений.
1.Общие сведения об искусственных сооружениях.
В местах пересечения железной дорогой водотоков, других дорог, оврагов, ущелий и горных хребтов устраиваются искусственные сооружения. Их устраивают также вместо насыпей или выемок по экономическим или другим причинам, для поддерживания от обрушения откосов земляного полотна и обеспечения сохранности пути, проложенного вдоль крутых склонов и берегов.
Мост (рис. 1.1 ) устраивается над пересекаемыми железной дорогой водотоком, оврагом, ущельем, другой дорогой. Земляное полотно в пределах моста прерывается. Мосты, устраиваемые над дорогами, называются путепроводами, а пересекающие глубокие овраги, ущелья, суходолы и сооружаемые иногда вместо высоких насыпей, называются виадуками. Длинные мосты, устраиваемые вместо насыпей при прокладке железной дороги на застроенных территориях и на подходах к мостам через большие реки называются эстакадами: например эстакада по Садовой улице над Самотечной площадью в Москве.
Рис. 1. 1Схема трехпролетного моста:
1— устои; 2 — быки; 3, 4 — пролетные строения; lп1 , lп11 — полные длины пролетных строений; 1о1 ,1о11 — размеры пролетов в свету; l'р , l"р — расчетные пролеты; Hп"—высота подмостового габарита в среднем пролете; Н нас —высота насыпи; е — зазор между пролетными строениями; ПР, БП, НК—высотные отметки подошвы рельса, бровки земляного полотна и низа конструкций пролетных строений, УВВ—уровень высоких вод; УМВ—уровень меженных вод; № О, 1, 2, 5—номера опор; l у— длина устоя.
2. Виды и назначения искусственных сооружений.
К искусственным сооружениям относятся: мосты, трубы, лотки, дюкеры, тоннели, галереи и подпорные стенки.
Трубы устраиваются в теле насыпи (рис. 2.1) для пропуска ливневых вод на суходолах, при пересечении речек, ручьев, а иногда для пропуска дорог и прогона скота.
Лоток (рис. 2.2 ) представляет собой небольшое сооружение, устраиваемое при пересечении железной дорогой различных канав, а также периодически действующих водотоков при ограниченной высоте насыпи.
Над трубой от ее верхней поверхности до подошвы рельса согласно СНиП толщина засыпки должна быть не менее 1 м для железобетонных и не менее 1,2 и для металлических труб; для лотка она может быть меньше или её вообще может не быть.
Дюкер (рис. 2.3) устраивается для перепуска воды под железнодорожным путем в выемке.
Тоннели устраиваются под поверхностью земли при пересечении железной дорогой горных хребтов, на застроенных городских территориях (метрополитены, переходные тоннели), а иногда вместо мостов под руслом рек, каналов или под морскими проливами (рис 2.4).
Галереи (рис. 2.5) устраиваются в горных районах для защиты железной дороги от обвалов и лавин. В этих же районах для пропуска селей над железной дорогой строятся селепроводы. Рис 2.5 Галерея.
Подпорные стенки (рис. 2.6) поддерживают откосы насыпей и выемок от обрушения, а также защищают земляное полотно от подмыва на участках железных дорог, проложенных по берегам рек, озер и морей.
К искусственным сооружениям относятся также переправы, устраиваемые для переправы железнодорожного подвижного состава через водные преграды:
- ледяные;
- свайно-ледяные;
- паромные;
- наплавные мосты.
Наиболее распространенными искусственными сооружениями являются мосты и трубы.
3.Классификация, основные параметры и общее устройство мостов.
Мост состоит из опор и пролетных строений, перекрывающих пространство между опорами, называемое пролетами (рис. 1.1).
На пролетных строениях уложен железнодорожный путь.
Опоры обеспечивают требуемое положение пролетных строений, воспринимают нагрузку от них и передают её на грунт. Опоры моста подразделяются:
- на промежуточные или быки;
- береговые или устои.
Устои не только передают нагрузку от пролетных строений на грунт, но еще сопрягают мост с насыпью и воспринимают давление земли от нее.
Давление льда возникает при ледоходе в районах с суровой зимой, оно передается в виде горизонтальных поперечных сил на опоры моста или защищающие их ледорезы. Навал судов на опоры моста возможен как в поперечном, так и в продольном направлении; на реках со значительным судоходством нередко сооружаются специальные навалоотбойные устройства. Изменения температуры могут вызвать дополнительные усилия, если для моста применены статически неопределимые конструкции.
Во время строительства моста на мост могут оказать существенное воздействие строительные нагрузки от монтажных кранов, вызванные принятой технологией производства работ и др.
Виды мостов.
В зависимости от числа пролетов мосты бывают:
- однопролётные;
- двухпролётные;
- трехпролётные;
- многопролетными.
По числу путей на мосту мосты могут быть:
- однопутные;
- двухпутные;
- многопутными.
Пролетные строения двухпутных мостов бывают общими под оба пути или раздельными. Имеются мосты, на которых в одном или двух уровнях размещены железная и автомобильная дороги; такие мосты называются совмещенными.
Уровень езды на мосту может быть расположен в верхней или нижней части пролетных строений, редко посередине. Соответственно пролетные строения называют с ездой:
- по верху;
- по низу;
- по середине.
В зависимости от материала, из которого выполнены пролетные строения моста, различают мосты:
- металлические;
- железобетонные;
- бетонные;
- каменные;
- деревянные;
- при пролетных строениях из разных материалов мост называют смешанным.
По характеру работы конструкции мосты подразделяются на:
- балочные;
- арочные;
- рамные;
- висячие;
- комбинированные.
В балочных мостах пролетные строения под воздействием вертикальной нагрузки работают как балки, т.е. преимущественно на изгиб и передают на опоры только вертикальные давление. Пролетные строения балочных мостов выполняются из металла, железобетона, дерева, по своей конструкции они подразделяются на разрезные, неразрезные и консольные. Наибольшее распространение получили разрезные балочные пролетные строения.
В арочных мостах (рис.3.1) конструкции пролетных строений представляют собой своды или арки, выполняемые из металла, железобетона, бетона и камня. Под воздействием вертикальной на грузки на опорах этих конструкций возникают не только вертикальные, но и горизонтальные опорные реакции, называемые распорам. Наличие распора требует увеличения размеров опор моста. Это недостаток меньше сказывается при прочных, скальных основаниях, что способствует широкому применению арочных мостов в горных районах. В многопролетных арочных мостах пролетные строения большей частью рассматриваются как отдельные однопролетные арки, реже как неразрезные арочные системы. Из арочных систем особо следует выделить арки с затяжкой (рис.2.7), у которых распор воспринимается затяжкой, а на опоре передается только вертикальное давление.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.