НЕРАЗРЕШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА.
В Российской академии Государственной службы при Президенте РФ состоялась научно-техническая конференция “Неразрушающий контроль и диагностика”, организованная Министерством науки и технологии РФ, Российской академией наук, Российским обществом по неразрушающему контролю и технической диагностике и Московским научно-производственным объединением (МНПО) “Спектр” при участии членов Европейской Федерации и Всемирного комитета по неразрушающему контролю (EFNDT и ICNDT). В ее рамках прошла также выставка, на которой демонстрировались приборы неразрушающего контроля и диагностики различного назначения для техники, медицины, экологии.
На конференцию поступило более 800 научных докладов, а в выставке приняли участие свыше 100 российских и зарубежных фирм, что в целом превосходит уровень проводившихся в последнее время международных и европейских конференций по этой тематике.
Неразрушающий контроль и диагностика становятся главной составной частью общей системы обеспечения безопасности России, включая техногенное, социально-экономическое, экологическое и медицинское направления. Важнейшими вопросами, обсуждавшимися на конференции, стали гармонизация российской системы аттестации персонала, занимающегося неразрушающим контролем, с аналогичными европейскими и американскими системами и требованиями, состояние и перспективы развития нормативной базы сертификации средств неразрушающего контроля, аккредитации испытательных лабораторий и др.
В одной из 18 работавших на конференции секций обсуждались проблемы неразрушающего контроля и диагностики на железнодорожном транспорте. 20 организаций, в числе которых Департамент пути и сооружений МПС, ВНИИЖТ, Петербургский, Сибирский и Омский государственные университеты путей сообщения, АО “Радиоавионика”, НИИ мостов, МНПО “Спектр”, МГТУ имени Баумана, ИПМ имени Келдыша, РНИИКП, ИМаш УРО РАН, АО “Завод по ремонту электроподвижного состава”, Научно-внедренческое предприятие “Оптел” АГАТУ и др., представили около 40 докладов.
Тон работе секции задал подготовленный специалистами Забайкальской дороги и учеными МНПО “Спектр” доклад “Задачи и тенденции развития аппаратных средств вагонов комплексной диагностики”, с которым выступил А.В. Егиазарян.В нем проанализирована опытная всепогодная эксплуатация передвижной двухвагонной лаборатории комплексной диагностики (ЛКД) состояния нижнего и верхнего строения пути и контактной сети на Забайкальской дороге. Благодаря тому, что магистраль проходит по местности с суровыми климатическими условиями, имеет многочисленные кривые, а также затяжные подъемы и спуски, удалось провести полномасштабные испытания и выявить ряд недостатков как в программном обеспечении, так и в технических решениях элементов мобильного контрольно-вычислительного комплекса (КВК) ЛКД. В частности, признано целесообразным обеспечить возможность измерения более “тонких” параметров некоторых объектов контроля, таких как изменение малых неровностей (просадки) рельса в продольном профиле, текущего рельефа поверхности бокового износа головки рельса и износа контактного провода. Предложено также дооснастить ЛКД метеорологическими датчиками, приборами экологического мониторинга окружающей среды и оборудованием скорой медицинской помощи.
Что касается метеорологии и экологии среды, то наибольший информационный интерес представляют такие параметры, как температура, давление, влажность, газовый состав и радиационный фон окружающего воздуха. Их можно регистрировать посредством штатных приборов. Для оказания медицинской помощи в основном населению железнодорожных разъездов, удаленных от крупных станций и городов, где имеются стационарные медицинские учреждения, рекомендуется ввести в штат ЛКД медработников и снабдить их необходимой диагностической аппаратурой, в том числе портативным флюорографическим и стоматологическим оборудованием. Такой набор оборудования передвижных ЛКД наиболее полно соответствует требованиям времени и позволяет решать не только ведомственные производственные задачи, но и социально-профилактические, обслуживая население отдаленных районов.
В докладе “Требования к неровностям в продольном профиле для линий скоростного движения” (В.О. Певзнер, ВНИИЖТ) рассмотрено влияние длинных неровностей пути, на которые накладываются более короткие просадки. Динамика движения подвижного состава по участкам пути зависит от соотношения параметров неровностей и скорости движения по ним поезда, а также от местоположения коротких просадок на фоне длинных. Допустимые величины амплитуд в зависимости от длинных неровностей предлагается нормировать по двум степеням для диапазонов скоростей 141 —160 км/ч и 161-200 км/ч. Согласно разработанным требованиям, при скорости до 200 км/ч амплитуды вертикальных симметричных неровностей по обеим рельсовым нитям для обеспечения комфортабельности движения не должны превышать 6 мм на длине до 10м, 12 мм на длине 40 м, 20 мм на длине 50 м и 25 мм на длине 60 м. Указанные значения предлагается использовать в качестве дополнительных параметров для оценки состояния пути на скоростных линиях.
Доклад на тему “Диагностика рельефа поверхности бокового износа головки рельса”, посвященный проводимым и планируемым исследованиям с учетом угла наклона, глубины и ширины износа, сделал В.К. Рябцев (МНПО “Спектр”). Он обратил внимание на то, что в настоящее время о характере износа головки рельса судят косвенно по параметрам одной точки профиля поверхности износа, находящейся на уровне 13 мм от поверхности катания рельса. Специалистами МГТУ имени Баумана и МНПО “Спектр” для изучения стадий износа головки рельса в его поперечном сечении было проведено компьютерное моделирование на базе статистических данных о закономерностях изменения и роста износа (доклад “Моделирование элементов износа и системы контроля верхнего строения пути”, В.Ф. Горнев, МГТУ имени Баумана). На основе полученных результатов моделирования для одновременного измерения параметров износа в различных точках в профиле рельса была создана локальная электромагнитная матрица и разработано программное обеспечение, позволяющее аппроксимировать результаты измерений и построить экспериментальные зависимости с их представлением на экране монитора. Анализ теоретических и экспериментальных зависимостей износа при их сопоставлении на распечатке показал высокую сходимость и повторяемость сравниваемых данных, а следовательно, удовлетворительную достоверность и точность определения параметров износа. В заключение докладчик подчеркнул, что при соответствующей финансовой поддержке автоматизированная система контроля полного износа головки рельса на ходу поезда может быть создана в кратчайшие сроки.
Хозяйство электрификации отечественных железных дорог давно нуждается в надежной автоматизированной системе контроля износа контактного провода электрической сети и его текущего положения над токоприемником на ходу поезда. Точность, чувствительность и разрешающая способность известных технических средств, предназначенных для решения этой задачи, ограничены. В докладе “Информационно-измерительная система для контроля износа и зигзага контактного провода”, представленном сотрудником
МГТУ имени Баумана Е.О. Петренко, сообщалось о результатах разработки новой контрольно-вычислительной системы параметров контактного провода. В качестве информационного параметра износа провода используется ширина площадки контакта провода с токосъемником.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.