Организация диспетчерской службы
Организация диспетчерской службы завода неразрывно связана с оперативным планированием. Эта служба представляет собой одно из звеньев централизованного руководства выполнением плана.
В задачу диспетчерской службы входит координация производственной деятельности отдельных цехов и участков с целью обеспечения равномерного выполнения плана предприятия. Диспетчерская служба обеспечивает ритмичный ход производства, правильное и бесперебойное обслуживание рабочих мест, а также повседневный (ежечасный) контроль за ходом основного и вспомогательного производства, контроль за выполнением графика ремонта вагонов и их сдача в эксплуатацию, а также контроль за выполнением графиков изготовления запасных частей и отгрузки их потребителям.
На вагоноремонтных заводах диспетчерская служба состоит из двух организационно связанных между собой звеньев – общезаводской и цеховой служб.
Общезаводская диспетчерская служба представлена диспетчерским бюро, которое возглавляет главный диспетчер завода. Основное назначение диспетчерского бюро завода – координировать работу цехов и принимать срочные меры к устранению всякого рода неувязок.
Диспетчерское бюро завода держат постоянную связь с цехами через цеховых диспетчеров. При получении из цехов сигналов о каких-то неполадках в работе дежурный диспетчер завода принимает меры к их устранению. При необходимости он связывается через существующие каналы связи (телефон, радио, телевидение) с соответствующими отделами завода, а также с руководящими должностными лицами (начальником завода, главным инженером, начальником отдела снабжения, главным механиком и т.п.).
Диспетчер ведет журнал, в котором указывается дата дежурства, результат работы завода за каждые сутки по выполнению плана ремонта вагонов и изготовлению запасных частей. В журнале отмечаются отклонения от плана и их причины, принятые меры и способы предупреждения таких отклонений в дальнейшем.
Важное значение имеет уровень технологического оснащения диспетчерской службы. На вагоноремонтных заводах наиболее широкое применение получила специальная телефонная связь, осуществляемая из диспетчерской с помощью коммутатора. Он дает возможность включить большое число абонентских линий (прямых абонентов). Абонентами коммутатора являются начальники цехов, цеховые диспетчеры, начальники отделов и служб завода. По коммутатору диспетчер может вести переговоры одновременно с несколькими цехами и проводить общезаводские диспетчерские совещания, что дает возможность руководителю производства и диспетчеру любого цеха и отдела участвовать в совещании, не отрываясь от рабочего места.
Для диспетчерской связи в цехах используются телефон или диспетчерский коммутатор. В дополнение к телефонной связи применяется разного рода световая и звуковая сигнализация. На территории завода и цехов в определенных местах устанавливают радиорепродукторы, а также сигнальные и телевизионные устройства, с помощью которых можно вызвать нужных работников.
Располагая коммутатором, диспетчер может связываться с любым из участков своего цеха (или завода). Возможность соединяться одновременно с несколькими точками позволяет диспетчеру, не прерывая связи с одним участком, сразу же вызвать другой, который понадобится в процессе разрешения вопроса, или связать два участка друг с другом для оперативного решения возникших между ними вопросов.
На вагоноремонтных предприятиях применяют специальные установки УПИ-1 для передачи информации с рабочего места и контроля за работой оборудования. Для дифференцированного учета загрузки и простоев цехового оборудования используют специальные установки УКРО-3, обеспечивающие автоматический контроль работы оборудования.
В условиях поточного и автоматизированного производства применение этих средств приобретает еще большое значение. Так, для сбора и регистрации информации об использовании оборудования, для организации непрерывного учета выполнения графиков работ с указание количества изготовленных деталей и узлов, для передачи информации с рабочих мест на диспетчерский пункт и в обслуживающие подразделения завода успешно используется машина централизованного контроля типа “Сигнал”. Применение этой машины значительно улучшает работу диспетчера, способствует повышению производительности труда и культуры производства.
Машина “Сигнал” осуществляет следующие функции:
1. Автоматическую световую сигнализацию в диспетчерское бюро завода и возникновении простоев оборудования.
2. Световую сигнализацию на табло диспетчера для вызова рабочего номера службы, по вине которой простаивает станок или поточная линия. В машине предусмотрено автоматическое снятие сигнала простоя после спуска станка.
3. Световую и звуковую сигнализации в помещении службы завода, ответственной за устранение причин простоя.
4. Регистрацию на электромагнитных счетчиках (накапливающимся итогом) или на перфокартах времени простоя для каждого станка или поточной линии отдельно.
5. Регистрацию на счетчиках СЭД-2 суммарного времени простоя подключенного оборудования.
6. Дистанционную передачу на диспетчерский пульт завода значений времени суммарных простоев всего оборудования.
7. Автоматическую графическую запись на бумажной ленте характера работы отдельных единиц оборудования, интересующих диспетчера цеха.
8. Регистрацию на счетчиках СЭИ-1 количества изготовленных или отремонтированных деталей при использовании датчиков счета с контактным выходом или с ручным нажатием кнопки.
9. Громкоговорящую двустороннюю связь рабочих мест с кабинетом мастера или диспетчера.
Машина снабжена устройством, автоматически контролирующим исправность ее действия.
В настоящее время в связи с внедрением АСУП на ряде заводов успешно внедряется система централизации управления (регулирования) производства с использованием электронно-вычислительной техники. При этой системе вся обработка сигналов с рабочих мест производится на ЭВМ и непосредственно преобразуется в команды, передаваемые в соответствующие пункты исполнения и руководства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.