2. Расчет маневровых полурейсов
Самые сложные маневровые операции, как правило, состоят из простейших элементов: рейсов и полурейсов.
В нашем случае рассмотрим подробно только элементы полурейсов.
Все типы маневровых полурейсов содержат в себе четыре элемента: разгон (Р), движение с постоянной скоростью (П), движение по инерции выбегом (В) и торможение (Т). В зависимости от сочетания этих элементов известны шесть простейших маневровых полурейсов.
На практике наиболее часто применяют полурейсы типов РТ, РВТ, РПТ и РПВТ.
По своему характеру полурейсы делят на холостые, когда масса поезда равна нулю (одиночный локомотив) и рабочие.
Тепловоз ТГМ12 работающий в угольной промышленности,
Масса поезда Q= 820 т, уклон I = 4 %0 , длина полурейса Sпр= 1600 м,
допускаемая скорость Vдоп = 30 км/ч,
основное сопротивление w0= 1,3 Н/т, сцепная масса Рсц = 90 т, значение h = 0,7, число тормозных колодок 8,
нажатие одной колодки Кл = 60 кН
Таблица 1.
ПКМ |
Эффективная мощность дизеля, кВт |
Коэффициент сцепления |
Скорость, км/ч |
|
(i) |
(Ne)i |
y |
начальная vн |
конечная vk=va |
1 |
75 |
0,23 |
0 |
0,93 |
2 |
135 |
0,21 |
0,93 |
1,87 |
3 |
215 |
0,196 |
1,87 |
3,12 |
4 |
315 |
0,19 |
3,12 |
4,69 |
5 |
440 |
0,188 |
4,69 |
6,67 |
Скорость Va для каждой i-ой ПКМ определяют по формуле:
= 0,93, км/ч
где (Ne)i - эффективная мощность дизеля на данной ПКМ, кВт;
h - степень приближения реальной характеристики тепловоза к идеальной (КПД передачи), принимаем равной 0,7
y - коэффициент сцепления колёс тепловоза с рельсами, определяется по формуле:
= 0,33·0,7·1 = 0,23
где yп - коэффициент сцепления на прямом горизонтальном участке пути, определяется по формуле:
= 0,33
кк, кR - поправки соответственно на конструкцию привода колёс и кривизну пути с радиусомR.
Для индивидуального кк = 0,7;поправку кR принимаем равной 1.
Сопротивление движению тепловоза и состава при маневровой работе и малых скоростях движения изменяется незначительно. Поэтому ускорение поезда при разгоне определяют по формуле:
=0,12
где Q – масса состава, равна 820 т;
i – уклон пути,равен 4 %о ;
w0 – основное удельное сопротивление движению поезда, равно 1,3 Н/кН
При постоянном ускорении поезда время разгона определяется по формуле:
а путь:
Обычно скорость движения при маневрах превышает скорость Va. В этом случае расчет разгона поезда производится уже с учетом изменения силы тяги тепловоза.
Ускорение при разгоне до произвольной скорости V:
Предельную скорость разгона поезда на каждой ПКМ и постоянную скорость дальнейшего движения определяют по формуле:
, км/ч
Время разгона до произвольной скорости V определяется по формуле:
При этом произвольная скорость находится в пределах .
Путь разгона при ускорении поезда «а» определяется по формуле:
, м
Таблица 2
Vmax, км.ч |
3,9 |
7,2 |
11,5 |
16,8 |
23,4 |
Величины |
Интервалы скоростей разгона, км/ч |
||||
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
|
t, с |
66,9 |
230,4 |
257,1 |
196,5 |
126,9 |
St , с |
66,9 |
163,4 |
26,7 |
60,6 |
69,6 |
S, м |
1,59 |
49,3 |
164,9 |
267,7 |
334,7 |
S S, м |
1,59 |
47,7 |
115,6 |
102,8 |
66,9 |
SS = 334,7 м
St = 387,3 с
.Полное время разгона до скоростей Vmax ,Vдоп или до произвольной скорости V равно сумме времен разгона
= 15,1 + 387,3 = 402,4 с
а общий путь при этом также равен сумме путей
= 13,9 +334,7 = 348,7 м
После окончания разгона и достижения скорости Vmax поезд движется с постоянной скоростью, когда сила тяги на данной ПКМ уравновешивается силами сопротивления. Момент начала движения поезда с постоянной скоростью соответствует условиям:
= 6,2
где Vкр и Vп – соответственно скорости конца разгона (КР) и начала движения с постоянной скоростью (П), км/ч.
время движения поезда с постоянной скоростью определяется по формуле:
= 133,2 с
Величиной Sп, как правило, задаются, исходя из длины участка и условий выполнения полурейса, при полурейсе РПТ:
Sп=Sпр-Sр-Sт = 1600 – 348,7 – 383,8 = 867,5 м
Расчёт движения поезда в режиме торможения.
В большинстве случаев на предприятиях торможение поезда при маневрах осуществляют только тормозами локомотива. Удельное тормозное усилие при этих условиях определяют по формулам:
, Н/т
где jк – действительный коэффициент трения колодок о бандажи колес:
,
где J - тормозной коэффициент:
.
Время подготовки тормозов локомотива к действию:
= 3,63 с
Путь, проходимый поездом за время подготовки тормозов к действию:
= 23,6 м
где Vнт– скорость начала торможения (НТ), км/ч.
В общем случае скорость начала торможения равна:
· при полурейсе типа РПТ: ;
Расчет торможения поезда производится с учетом изменения тормозного усилия в зависимости от скорости движения. Методика расчета аналогична расчету разгона поезда.
Время действительного торможения поезда определяется по формуле:
, с
где Vкт – скорость конца торможения (КТ). В расчетах принимают равной нулю, км/ч.
действительный тормозной путь определяется по выражению:
, м
Продолжительность процесса торможения и пройденный при этом путь рассчитывают также при интервальном изменении скорости движения. В пределах каждого интервала определяется средняя скорость Vср, которую подставляют в формулу.
Результаты заносим в таблицу.
Таблица
Результаты расчета торможения поезда от скорости Vнт до Vкт.
Параметры |
Интервалы скоростей торможения, км/ч |
|||||
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
23 |
|
Vср |
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
21 |
jк |
0,24 |
0,18 |
0,15 |
0,13 |
0,11 |
0,1 |
Вт, Н/кН |
12,6 |
9,52 |
7,75 |
6,64 |
5,89 |
5,35 |
t, c (2/30) |
2,89 |
11,1 |
21,7 |
33,8 |
46,8 |
60,4 |
St |
8,1 |
10,7 |
12,1 |
12,9 |
13,6 |
60,4 |
S, м |
0,69 |
8,4 |
28,5 |
63,2 |
113,4 |
180,1 |
SS |
7,66 |
20,2 |
34,6 |
50,3 |
66,7 |
180,1 |
Полное время торможения равно сумме времен на подготовку тормозов и на действительное торможение:
= 3,63 + 120,8 = 124,4 с
а общий тормозной путь при этом равен сумме подготовительного и действительного тормозного путей:
= 23,6 + 360,2 = 383,8 м
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.