Авторы доклада “Система мониторинга состояния рельсового пути с помощью скоростных средств неразрушающего контроля” А.А. Марков, Д.А. Шпагин (Балтийский государственный технический университет и АО “Радиоавионика”, С.-Петербург) отдают предпочтение мобильным средствам скоростного контроля (ССК) качества материала железнодорожных путей. Для этого в ССК предлагается дополнительно ввести систему централизованного накопления, расшифровки и совместного анализа дефектограмм всех ССК, осуществляющих дефектоскопирование конкретного участка пути за определенный, достаточно длительный (от трех месяцев и более) период времени. При реализации предлагаемой системы появляется возможность повышения производительности контроля при одновременном повышении достоверности результатов контроля.
В другом докладе “Возможный метод ранней диагностики степени коррозионного повреждения уложенных в путь рельсов” эти же авторы ознакомили слушателей с ультразвуковым методом ранней диагностики, реализация которого возможна при соблюдении двух условий:
• вероятность локального коррозионного повреждения подошвы рельса (при условии, что вся остальная поверхность подошвы совершенно не подвержена коррозии) ничтожно мала;
• наибольшему коррозионному повреждению подвергаются участки подошвы рельса, расположенные над шпальными подкладками, особенно по их краям.
Достоинство предлагаемого метода заключается в возможности его использования на любом из существующих мобильных ультразвуковых ССК рельсов без значительных изменений их искательных систем и аппаратных комплексов.
В АО “Радиоавионика” разработан новый многоканальный ультразвуковой дефектоскоп АВИКОН, сообщение о котором сделал Е.Э. Чернышев (доклад “Комплекс средств диагностики и контроля объектов железнодорожного транспорта”). Усовершенствованный вариант вагона-дефектоскопа с комплексом АВИКОН-03 представляет собой высокопроизводительный автоматизированный ССК рельсов, предназначенный для обнаружения практически всех внутренних дефектов в рельсах при скоростях до 60 км/ч. Совместный анализ сигналов ультразвуковых и магнитных методов контроля позволяет однозначно идентифицировать сигналы от конструктивных элементов пути и более достоверно выделить сигналы от потенциальных дефектов. В состав комплекса АВИКОН-03 входят микропроцессорный переносной дефектоскоп АВИКОН-02 для контроля сварных стыков и отдельных сечений рельсов, электронно-акустическое устройство для проверки работоспособности многоканальных ультразвуковых дефектоскопов типа КРАБ-M, комплекты стандартных образцов СО-1,.... ,СО-5 для железнодорожного транспорта и других отраслей промышленности.
В докладе “Опыт инспекционного контроля мостовых конструкций”, который сделал Г.Я. Дымиин (НИИ мостов), обсуждается одно из важных требований инспекционного контроля (ИК) при строительстве мостовых сооружений на железнодорожном транспорте. Это требование заключается в том, что объемы
ИК должны составлять не менее 5 % штатного контроля, выполняемого каждым звеном дефектоскопистов. В качестве примера организации и проведения ИК в мостостроении докладчик показал на строительстве автодорожного моста через реку Амур в Хабаровске. Общая протяженность монтажных сварных швов составила приблизительно 18 км. Осуществлялся штатный контроль 100 % швов по технологической инструкции, разработанной специально для этого моста. Проведению ИК предшествовала разработка программы, в соответствии с которой в периоде 1996 по 1998 г. группой ИК проверено 906 м сварных швов. Обнаруженные сечения с недопустимыми дефектами вскрывались. На первом этапе были выявлены многочисленные отступления от действующей Инструкции, что обусловило большое число пропущенных при штатном контроле дефектов. Соответствующее пролетное строение было забраковано, и 100 % швов перепроверено операторами штатного контроля с последующим исправлением дефектных сечений. Последующие этапы ИК показали, что уровень неудовлетворительной выбраковки швов штатными дефектоскопистами заметно (приблизительно в 5 раз) снизился. Всего при ИК было обнаружено 38 дефектов. Выполненный ИК позволил откорректировать отдельные положения инструкций по сварке, упорядочить ведение документации по контролю, что в целом привело к повышению качества и эксплуатационной надежности конструкции моста.
Научно-технические материалы, доложенные на заседании секции, подтвердили актуальность обсуждаемых проблем и необходимость дальнейшего расширения обмена опытом в области неразрушающего контроля и диагностики объектов железнодорожного транспорта. К сожалению, в докладах не прозвучали предложения по разработке средств диагностики остаточного ресурса объектов, информация о которой позволит точно прогнозировать сроки начала проведения регламентных работ или полной замены объекта. Вызывает также сожаление отсутствие на конференции представителей железных дорог, кроме Октябрьской и Забайкальской, хотя приглашения были разосланы на все дороги.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.