Неразрешающий контроль и диагностика на железнодорожном транспорте, страница 4

Авторы доклада “Система мони­торинга состояния рельсового пути с помощью скоростных средств не­разрушающего контроля” А.А. Мар­ков, Д.А. Шпагин (Балтийский госу­дарственный технический универси­тет и АО “Радиоавионика”, С.-Пе­тербург) отдают предпочтение мо­бильным средствам скоростного контроля (ССК) качества материала железнодорожных путей. Для этого в ССК предлагается дополнительно ввести систему централизованного накопления, расшифровки и совме­стного анализа дефектограмм всех ССК, осуществляющих дефектоскопирование конкретного участка пути за определенный, достаточно длительный (от трех месяцев и бо­лее) период времени. При реализа­ции предлагаемой системы появля­ется возможность повышения про­изводительности контроля при одно­временном повышении достоверно­сти результатов контроля.

В другом докладе “Возможный метод ранней диагностики степени коррозионного повреждения уло­женных в путь рельсов” эти же авторы ознакомили слушателей с ультразвуковым методом ранней диагностики, реализация которого возможна при соблюдении двух условий:

•   вероятность локального кор­розионного повреждения подошвы рельса (при усло­вии, что вся остальная по­верхность подошвы совер­шенно не подвержена кор­розии) ничтожно мала;

•   наибольшему коррозионно­му повреждению подверга­ются участки подошвы рель­са, расположенные над шпальными подкладками, особенно по их краям.

Достоинство предлагаемого ме­тода заключается в возможности его использования на любом из су­ществующих мобильных ультразву­ковых ССК рельсов без значитель­ных изменений их искательных сис­тем и аппаратных комплексов.

В АО “Радиоавионика” разрабо­тан новый многоканальный ультра­звуковой дефектоскоп АВИКОН, сообщение о котором сделал Е.Э. Чернышев (доклад “Комплекс средств диагностики и контроля объектов железнодорожного транс­порта”). Усовершенствованный ва­риант вагона-дефектоскопа с комп­лексом АВИКОН-03 представляет собой высокопроизводительный ав­томатизированный ССК рельсов, предназначенный для обнаружения практически всех внутренних дефек­тов в рельсах при скоростях до 60 км/ч. Совместный анализ сигна­лов ультразвуковых и магнитных ме­тодов контроля позволяет однознач­но идентифицировать сигналы от кон­структивных элементов пути и более достоверно выделить сигналы от по­тенциальных дефектов. В состав ком­плекса АВИКОН-03 входят микро­процессорный переносной дефек­тоскоп АВИКОН-02 для контроля сварных стыков и отдельных сечений рельсов, электронно-акустическое устройство для проверки работо­способности многоканальных ульт­развуковых дефектоскопов типа КРАБ-M, комплекты стандартных об­разцов СО-1,.... ,СО-5 для желез­нодорожного транспорта и других отраслей промышленности.

В докладе “Опыт инспекционно­го контроля мостовых конструкций”, который сделал Г.Я. Дымиин (НИИ мостов), обсуждается одно из важ­ных требований инспекционного кон­троля (ИК) при строительстве мос­товых сооружений на железнодо­рожном транспорте. Это требова­ние заключается в том, что объемы

ИК должны составлять не менее 5 % штатного контроля, выполняемого каждым звеном дефектоскопистов. В качестве примера организации и проведения ИК в мостостроении докладчик показал на строительстве автодорожного моста через реку Амур в Хабаровске. Общая протя­женность монтажных сварных швов составила приблизительно 18 км. Осуществлялся штатный контроль 100 % швов по технологической ин­струкции, разработанной специаль­но для этого моста. Проведению ИК предшествовала разработка про­граммы, в соответствии с которой в периоде 1996 по 1998 г. группой ИК проверено 906 м сварных швов. Обнаруженные сечения с недопус­тимыми дефектами вскрывались. На первом этапе были выявлены много­численные отступления от действу­ющей Инструкции, что обусловило большое число пропущенных при штатном контроле дефектов. Соот­ветствующее пролетное строение было забраковано, и 100 % швов перепроверено операторами штат­ного контроля с последующим ис­правлением дефектных сечений. Пос­ледующие этапы ИК показали, что уровень неудовлетворительной выб­раковки швов штатными дефектоскопистами заметно (приблизитель­но в 5 раз) снизился. Всего при ИК было обнаружено 38 дефектов. Вы­полненный ИК позволил откорректи­ровать отдельные положения инст­рукций по сварке, упорядочить ве­дение документации по контролю, что в целом привело к повышению качества и эксплуатационной надеж­ности конструкции моста.

Научно-технические материалы, доложенные на заседании секции, подтвердили актуальность обсужда­емых проблем и необходимость дальнейшего расширения обмена опытом в области неразрушающего контроля и диагностики объектов железнодорожного транспорта. К сожалению, в докладах не прозву­чали предложения по разработке средств диагностики остаточного ресурса объектов, информация о которой позволит точно прогнози­ровать сроки начала проведения регламентных работ или полной за­мены объекта. Вызывает также со­жаление отсутствие на конферен­ции представителей железных до­рог, кроме Октябрьской и Забай­кальской, хотя приглашения были разосланы на все дороги.