Неразрешающий контроль и диагностика на железнодорожном транспорте, страница 2

Этот же докладчик выступил с сообщением о вихретоковом датчи­ке для контроля износа контактного провода. Техническая сущность раз­работанной системы состоит в том, что она содержит бесконтактный матричный вихретоковый преобра­зователь (ВТП), блок обработки с аналого-цифровым преобразовате­лем, оптоэлектронный излучатель информационных сигналов, фото­приемник, связанный с выходом из­лучателя кабелем, блок памяти и регистратор. В качестве кабеля ис­пользован эластичный световод, бла­годаря чему достигается высокая помехозащищенность системы от электрического пробоя напряжени­ем контактной сети без нарушения динамики работы токоприемника, на котором установлен матричный ВТП.

Сотрудник ИПМ имени Келдыша РАН Л.А. Богуславский выступил с докладами “Система поддержки принятия решения в составе желез­нодорожной передвижной лабора­тории комплексной диагностики” и “Информационно-справочная систе­ма для паспортизации и контроля состояния объектов инфраструкту­ры железной дороги”. В них сооб­щалось о совершенствовании раз­работки информационно-справочной системы (ИСС) для определения со­держания объектов железнодо­рожного транспорта, оценки их тех­нического состояния и паспортиза­ции объектов на основе собранных данных, внедренной на Забайкальс­кой дороге.

На первом этапе ИСС была до­полнена рядом автоматических фун­кций обработки результатов изме­рений с целью обеспечения опера­тивности получения результатов кон­трольных объездов и повышения их объективности. Вторым этапом со­вершенствования ИСС стало расши­рение системы хранения собранных данных. Полезная особенность та­кой ИСС - возможность восстанав­ливать ряд параметров содержания объектов контроля на основании анализа данных от различных, неза­висимых друг от друга датчиков ин-

формации. На базе этих данных на­чата паспортизация объектов инф­раструктуры Забайкальской доро­ги. В докладе приведены примеры, показывающие качественно новый уровень паспортизации, проводимой на основании комплексного анализа данных.

В докладах О.Ю. Дегтярева “При­менение вихретоковых датчиков трансформаторного типа для конт­роля геометрических параметров верхнего строения пути” и “Комп­лекс вихретоковой аппаратуры КИК-1 для измерения ширины колеи”, Д.Э. Дрындрожика “Вихретоковый прибор РСТ-1 для контроля тепло­вых зазоров железнодорожного пути” (все МНПО “Спектр”) боль­шое внимание уделено совершен­ствованию приборов на основе но­вых матричных ВТП трансформа­торного типа. Эти средства в насто­ящее время установлены на пере­движной ЛКД Забайкальской доро­ги. Матричные ВТП трансформатор­ного типа несколько сложнее и бо­лее трудоемкие при изготовлении, чем параметрические, но они по­зволяют упростить схему обработки информационных сигналов за счет уменьшения температурной погреш­ности и дрейфа нуля измерительных трактов.

Принципиальное отличие вагона-путеизмерителя системы ЦНИИ-4 от ЛКД состоит в использовании оп­тических датчиков для контроля вер­хнего строения пути (доклад “Опти­ческие датчики вагона-путеизмерителя системы ЦНИИ-4”, П.Н. Куле­шов, РНИИКП). В базовую комплек­тацию путеизмерителя ЦНИИ-4 вхо­дят два однокоординатных датчика ширины колеи (ШК) и три двухкоординатных датчика для измерения вертикальных и горизонтальных рас­стояний от рамы кузова до рельса -датчики РК. Для обеспечения эф­фективной работы системы контро­ля используются инфракрасные ла­зерные излучатели, позволяющие получить в регистрируемом пятне при движении ЦНИИ-4 уровень плот­ности световой энергии, достаточ­ный, по мнению докладчика, для уверенного срабатывания ПЗС-линейки. Частота съема информации определяется частотой вращения сканера, статическая погрешность измерений не превышает ±1,0 мм.

Для планирования ремонтных работ и оценки качества их выполне­ния во ВНИИЖТе разработана методика анализа и оценки состояния геометрии пути по статистическим характеристикам параметров пути. Доклад на эту тему представил Б.Р. Зензинов. Методика дополняет действующую Инструкцию ЦП-515, регламентирующую оценку состоя­ния участков пути.

Разработанный аппарат оценки состояния геометрии рельсовой ко­леи использовали на участках кри­вых линий С.-Петербург - Москва и Москва — Красное. В частности, были сняты и проанализированы факти­ческие параметры нескольких ты­сяч кривых, многие из которых явля­ются расстроенными и не соответ­ствуют нормативным требованиям для установленных скоростей дви­жения поездов. Так, несовпадения отводов по кривизне и уровню дос­тигают десятков метров. В резуль­тате максимум кривизны может приходиться на начало отвода воз­вышения, что приводит к ограниче­нию скорости движения из-за пре­вышения допустимого непогашен­ного ускорения. Анализ показал, что несовпадения отводов имеют массовый характер, и ими не зани­маются в должной мере.