федеральное агентство по образованию
воронежский государственный
промышленно-гуманитарный колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЛОВЫХ ИГР
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ
И ПРАКТИКА ОБЩЕНИЯ»
|
ББК 88.53
М54
Печатается по решению методического совета
Воронежского государственного
промышленно-гуманитарного колледжа
Составитель
м54 |
Методические указания к проведению деловых игр по дисциплине «Теория и практика общения»: для студентов специальности 050711 «Социальная педагогика» дневной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [сост. Н.Г. Афанасьева]. – Воронеж : ВГПГК, 2007. – 13 c. В методических указаниях приведены цели, условия организации и порядок проведения деловых игр «Американский студент», «КВН», «Дискуссия», «Зачет», «Совещание». ББК 88.53 |
© © |
Афанасьева Н.Г., 2007 Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2007 |
В процессе профессиональной деятельности молодым специалистам необходимо уметь ориентироваться в непредсказуемых ситуациях, когда требуется быстро принимать решения, брать ответственность на себя. Развитию способностей быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности способствует проблемное обучение.
В процессе проблемного обучения путем создания реальных ситуаций моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления. При организации практических занятий по теории и практике общения используются элементы проблемного обучения, реализуемые в деловых играх: «Американский студент», «КВН», «Зачет», «Дискуссия».
Деловые игры позволяют задать в обучении проблемный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное в сравнении с традиционным обучением условия формирования специалиста. В деловой игре дидактические и воспитательные цели реализуются в творческой активности студентов, в их игровой деятельности. Психологически комфортное, диалоговое общение в деловой игре способствует раскрытию творческого потенциала каждого студента.
Стратегические цели:
– мотивация готовности студентов к использованию методов эффективного взаимодействия;
– вовлечение студентов в процесс коллективного творчества.
Тактические цели:
– ознакомление с возможностями и использованием деловых игр при решении проблемных ситуаций;
– создание условий для коллективного творчества;
– разработка критериев оценки участия студентов в работе группы;
Задачи:
– формирование знаний и практических навыков участия в деловых играх;
– развитие навыков группового взаимодействия;
– развитие навыков диалогического общения на материале проблемного содержания игры;
– формирование и развитие культуры коллективного мышления;
– воспитание толерантного отношения к членам группы.
Поставленные цели и задачи реализуются в деловых играх с использованием методов коллективного взаимодействия («Мозговой штурм», «Балансный лист» и т.д.). Игровая форма способствует созданию раскрепощенной атмосферы, что обеспечивает высокую эффективность творческого мышления в группе; продуктивность при решении проблемных ситуаций; объективность и беспристрастность в оценке работы участников игры.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «АМЕРИКАНСКИЙ СТУДЕНТ»
Цель: развитие навыков эффективного использования невербальных средств общения в нестандартных условиях взаимодействия; развитие умений формулировать вопросов, повышение взаимопонимания, анализ и обсуждение трудностей невербального общения.
Условия проведения деловой игры:
– организуется командная игра;
– игра проходит в два этапа: подготовительный и игровой;
– координаторы команд подводят итоги игры и выставляют оценки участникам.
Подготовительный этап
Целью данного этапа является подготовка команд к игре. Формируются команды по равному количеству игроков. Выбирается капитан и координатор в каждой команде. Задача капитана состоит в организации работы группы. Координатор выполняет роль эксперта, оценивающего деятельность каждого члена своей команды, как на подготовительном этапе, так и во время игры. В течение игры каждому члену команды предоставляется возможность побыть в роли аниматора.
В течение 20 минут командам необходимо выполнить задание: придумать (по количеству игроков) слова, описывающие предметы, явления, абстрактные понятия. Например: солнце, холод, чувство. Оформить каждое слово на отдельной карточке. Продумать и попытаться сформулировать вопросы закрытого типа: от общих до более конкретных. Например: Это конкретное понятие? Это одушевленный предмет? Это животное? Это связано с водой? и т.д. Затем карточки с заданиями передаются ведущему. Игру следует начинать с простых предметов, постепенно усложняя задания.
Игровой этап
Ведущий предлагает начать игру.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.