Теория и практика общения
Тема: «Установлениепсихологического»контакта»
Цель: дать студентам знания об особенностях установления контакта, как составной части культуры общения; учить применять знания на практике.
Успех делового общения, его результативность во многом зависит и от способности собеседников устанавливать психологический контакт.
Предметами установления и поддержания полноценного контакта между людьми активно занимается нейролингвистическое программирование (НЛП), сравнительно новая дисциплина, основанная Д. Гриндером и Р. Бендлером в 1970-е гг. и постепенно завоевавшая популярность в различных странах мира.
Специалисты в области НЛП считают главным принципом установления контакта с собеседником принцип уподобления, т.е. быть таким, как он, приобщиться к его картине мира. Действительно, людям, имеющим одинаковое образование, общие интересы, определенный материальный достаток, сходное положение в обществе и т.п., намного легче найти взаимопонимание и установить контакт.
Обычно нам больше нравятся люди, близкие по темпераменту, убеждениям, отношению к жизни, поведению, манере одеваться и др.
Поэтому с целью установления контакта психологи рекомендуют использовать такой прием, как подстройка (присоединение). Взаимная подстройка собеседников включает в себя принимаемых поз, используемых жестов, мимических средств, применяемых языковых средств, соответствие тона и тепа их речи.
Феномен сходства принимаемых поз известен давно. Он носит название «зеркальное отражение». Например, собеседник и сидят, скрестив одинаково ноги или опираясь подбородком ни руки; стоят, одинаково расставив ноги; идут, одинаково размахивая руками, и т.д. Зеркальное отражение считается наглядным признаком хорошего контакта между собеседниками.
В процессе общения целесообразно сознательно и активно повторять телодвижения и позы собеседника, а затем отслеживать, как он реагирует на это, как это отражается на эффективности общения.
Однако следует иметь в виду, что использование этого приема требует определенной аккуратности, гибкости и тактичности. Порой лучше применять не прямое подражание, .а цикличное подстраивание. Так, если собеседник вертит в руках карандаш, то бывает достаточно только дотронуться рукой до самого карандаша.
При подстройке важно, чтобы движения и позы были естественными, не вызывали напряжения, не превращались и демонстративное копирование.
К примеру, сотрудник приходит к руководителю. Тот сидит в кресле, ноги вытянуты вперед, руки за головой. Это поза превосходства. Она подчеркивает, что он здесь хозяин. Если сотрудник примет позу начальника, то это будет воспринято как вызов.
Установлению и улучшению контакта способствуют и специальные психотехнические приемы.
Наиболее распространенные приемы, используемые в деловом общении.
1. Прием «Имя собственное». Он заключается в произнесении вслух имени (имени - отчества) своего собеседника. Как подчеркивает Д. Карнеги, «имя человека - это самый сладкий и самый важный для него звук на любом языке».
Произнесение имени свидетельствует о проявлении внимания к человеку, уважении к нему как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и положительные эмоции, а следовательно, способствует расположению его к себе.
2. Прием «Золотые слова». Суть этого приема - говорить собеседнику приятные слова, содержащие небольшое преувеличение каких-либо положительных его сторон, но делать это мимоходом, без акцентуации внимания на произнесенных словах. Этим «Золотые слова» как прием формирования аттракции (привлекательности), по мнению отличаются от комплимента. А.Ю. Панасюк пишет: «Если Вы хотите применить прием «Золотые слова»,то произнесите этот же комплимент, но так, чтобы слова-комплименты были как бы «врезаны» в Вашу фразу, чтобы ни до этих слов, ни тем более после них не было паузы».
Он рекомендует конструировать фразу так, чтобы после комплимента следовал содержательный текст, и чем длиннее общая фраза после слов-комплиментов, тем лучше. Кроме того, высказывание желательно выстраивать так, чтобы часть общей фразы после этих слов содержала нечто такое, что захватывало бы внимание слушающего.
Механизм действия данного приема таков: «золотые слова» вызывают у человека приятные чувства, которые естественным образом ассоциируются с источником этого чувства - собеседником, который произнес их, и возникает невольное, не всегда осознанное тяготение к этому субъекту, благорасположение к нему, что и способствует установлению контакта.
3. Прием «Любимая тема». Если вы хотите понравиться людям, утверждает Д. Карнеги, надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. В качестве примера он приводит Т. Рузвельта, который умел находить общий язык с самыми разными людьми, будь то ковбой, политический деятель иди дипломат. Рассказывают, что каждый раз, когда он ожидал посетителя, он накануне
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.