ПРЕДМЕТ: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕНИЯ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 0314: «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
ТЕМА « ДИФЕРЕНЦИАЦИЯ СТИЛЕЙ РЕЧИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ»
План:
1.Публичное красноречие и его виды.
2. Логичность речи.
3. Художественная речь.
4. Стили языка.
5. Коммуникативные качества речи.
Публичное красноречие и его виды.
Большинство современных ученых исходит в своих классификациях из описания речевой ситуации, типа аудитории и ораторской задачи.
Существует 5 родов публичного красноречия:
- социально-политическое;
- академическое;
- судебное;
- социально-бытовое;
- церковно-богословское.
Социально- политическая речь включает в себя такие виды, как:
-политическая речь (выступление с определенной политической программой);
- митинговая речь (цель – мобилизация масс, призыв к какому-то действию);
- агитационная речь - разновидность митинговой речи, отличающаяся масштабностью и степенью эмоционального накала;
- доклады и выступления на социально-политические темы и отчетные доклады социально-политического характера.
Социально-бытовое красноречие:
- юбилейная речь;
- поминальная речь;
- застольная речь и другие выступления на торжествах. ( по Аристотелю, они относятся к показательной (эпедейктической) речи)
Судебное красноречие, в котором русские ораторы-юристы во второй половине 19 века высочайшие вершины.
Богословское красноречие, оно сыграло в истории русской общественной мысли определенную роль, когда слово пастыря помогало утихомирить разбушевавшиеся страсти толпы.
У педагога главенствующее место занимает академическое красноречие:
- цикловая лекция;
- курсовая;
- единовременная;
- научный доклад;
-научное обозрение и сообщение ( которые Аристотель характеризует как «ученая речь»).
Требования к речи учителя:
1. Уметь свободно объясняться на бытовые, деловые, общекультурные, научные, политические, философские темы и излагать свои суждения ясно, последовательно, грамотно.
2. Уметь произносить публичную речь на общие и специальные темы и быть понятным любой аудитории.
3. Уметь написать письменный текст для различных ситуаций и адресатов адекватно коммуникативной задаче.
4. Уметь толково и грамотно составить документ.
5. Уметь определенно, последовательно, аргументировано отстаивать свои убеждения, логично и точно высказывать мысль.
Логичность речи.
- сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым. («Хочу высказать особую благодарность врачу человек этот всегда с улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом»);
- правильный порядок слов. («Сегодня работать лучше, чем завтра»);
- употребление служебных слов – предлогов, союзов, частиц, вводных слов: «следовательно», «итак», «значит», «во-первых», «главное», «иначе говоря», и др.
Включение в речь избыточных по смыслу слов нарушает логичность речи, но это допустимо при использовании речи художественной, такие сочетания называют «плеоназмами»: «Перенестись теперь прошу сейчас за мною в спальню» (Лермонтов), такие сочетания как: «несколько грубоват», «более подробно», «самая великолепнейшая».
Условия логичности:
- логика текста или речи должна последовательно отражать логику мысли. («На биофаке 8 кружков, которые работают при кафедрах. Многие из них существуют уже более 20 лет») Что существует кафедры или кружки?
- переход от одной мысли к другой;
- умение членить тексты на абзацы.
Абзац – это отрезок письменного текста от одной красной строки от до другой. Это выражение законченности и переход к следующей мысли.
- умение выстраивать композицию речи.
Композиция речи.
Вступление, или вводная часть, необходимы чтобы подготовить читателя или слушателя к восприятию основного содержания, ввести в тему сообщения, дать время, для того чтобы человек смог подготовиться к восприятию информации.
Основная часть содержит изложение основного содержания данного текста. Эта часть наиболее значительна по объему и наиболее ответственна в процессе коммуникации. Здесь важна строгая логичность, последовательность в развитии мысли, доказательность, связанность всех высказываний в единое смысловое целое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.