Диференциация стилей речи и их особенности

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПРЕДМЕТ: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕНИЯ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 0314: «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ТЕМА « ДИФЕРЕНЦИАЦИЯ СТИЛЕЙ РЕЧИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ»

План:

1.Публичное красноречие и его виды.

2. Логичность речи.

3. Художественная речь.

4. Стили языка.

5. Коммуникативные качества речи.

Публичное красноречие и его виды.

Большинство современных ученых исходит в своих классификациях из описания речевой ситуации, типа аудитории и ораторской задачи.

Существует 5 родов публичного красноречия:

- социально-политическое;

- академическое;

- судебное;

- социально-бытовое;

- церковно-богословское.

Социально- политическая речь включает в себя такие виды, как:

-политическая речь (выступление с определенной политической программой);

- митинговая речь (цель – мобилизация масс, призыв к какому-то действию);

- агитационная речь - разновидность митинговой речи, отличающаяся масштабностью и степенью эмоционального накала;

- доклады и выступления на социально-политические темы и отчетные доклады социально-политического характера.

Социально-бытовое красноречие:

- юбилейная речь;

- поминальная речь;

- застольная речь и другие выступления на торжествах. ( по Аристотелю, они относятся к показательной (эпедейктической) речи)

Судебное красноречие, в котором русские ораторы-юристы во второй половине 19 века высочайшие вершины.

Богословское красноречие, оно сыграло в истории русской общественной мысли определенную роль, когда слово пастыря помогало утихомирить разбушевавшиеся страсти толпы.

У педагога главенствующее место занимает академическое красноречие:

- цикловая лекция;

- курсовая;

- единовременная;

- научный доклад;

-научное обозрение и сообщение ( которые Аристотель характеризует как «ученая речь»).

Требования к речи учителя:

1.  Уметь свободно объясняться на бытовые, деловые, общекультурные, научные, политические, философские темы и  излагать свои суждения ясно, последовательно, грамотно.

2.  Уметь произносить публичную речь на общие и специальные темы и быть понятным любой аудитории.

3.  Уметь написать письменный текст для различных ситуаций и адресатов адекватно коммуникативной задаче.

4.  Уметь толково и грамотно составить документ.

5.  Уметь определенно, последовательно, аргументировано отстаивать свои убеждения,  логично и точно  высказывать мысль.

Логичность речи.

- сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым. («Хочу высказать особую благодарность врачу человек этот всегда с улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом»);

- правильный порядок слов. («Сегодня работать лучше, чем завтра»);

- употребление служебных слов – предлогов, союзов, частиц, вводных слов: «следовательно», «итак», «значит», «во-первых», «главное», «иначе говоря», и др.

Включение в речь избыточных по смыслу слов нарушает логичность речи, но это допустимо при использовании речи художественной, такие сочетания называют «плеоназмами»: «Перенестись теперь прошу сейчас за мною в спальню» (Лермонтов), такие сочетания как: «несколько грубоват», «более подробно», «самая великолепнейшая».

Условия логичности:

- логика текста или речи должна последовательно отражать логику мысли. («На биофаке 8 кружков, которые работают при кафедрах. Многие из них существуют уже более 20 лет») Что существует кафедры или кружки?

- переход от одной мысли к другой;

- умение членить тексты на абзацы.

Абзац – это отрезок письменного текста от одной красной строки от до другой. Это выражение законченности и переход к следующей мысли.

- умение выстраивать композицию речи.

Композиция речи.

Вступление, или вводная часть, необходимы чтобы подготовить читателя или слушателя к восприятию основного содержания, ввести в тему сообщения, дать время, для того чтобы человек смог подготовиться к восприятию информации.

Основная часть содержит изложение основного содержания данного текста. Эта часть наиболее значительна по объему и наиболее ответственна в процессе коммуникации. Здесь важна строгая логичность, последовательность в развитии мысли, доказательность, связанность всех высказываний в единое смысловое целое.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
56 Kb
Скачали:
0