Диференциация стилей речи и их особенности, страница 2

Заключение закрывает композиционную рамку текста. Конец речи должен закруглить ее, т.е. связать с началом. Он доложен быть таким, чтобы слушатели поняли, что дальше говорить нечего – писал Кони.

Художественная речь

Логичность в художественной речи носит специфический характер и в ней часто применяются символы, аллегории, иносказания. Существует и особая стилистическая фигура речи – оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление, («сухое вино», «честный вор»). На оксюморе построены названия некоторых художественных произведений «Мертвые души», «Живой труп», «Оптимистическая трагедия». В стихах: «О как мучительно тобою счастлив я!» (Пушкин.) «Но красоты их безобразной» (Лермонтов). «Такой нарядно обнаженный» Ахматова.

Неоднородность понятий используется в худ. речи как средства выразительности и их называют «однородные неоднородности» или алогизмы.  «По вечерам бульвары розовеют от пыли и заката» (Паустовский.) «Он был ни толст и ни тонок собой, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю» (Гоголь.)

Стили языка.

Стили языка – это типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и отличающиеся друг от друга совокупностями и системами различий.

Художественный языковой стиль поощряет и развивает такие коммуникативные качества, как правильность, точность, логичность, выразительность и богатство.

Научный стиль языка поощряет и поддерживает, прежде всего, такие коммуникативные качества речи, как логичность и точность, а также чистота, уместность, в меньшей степени – выразительность и богатство.

Разговорно-бытовой стиль менее других требователен к такому качеству речи, как правильность. В нем могут быть структурные перебои, возвраты к началу и т.д.

Разговорно-бытовую речь условно можно разделить на 3 класса:

1.  Диалектизмы,  т.е. слова, принадлежащие местным говорам, не проникшие в литературную речь: кочет – петух, черпак – бутылка – ковш, шабер – сосед и т.д.

2.  Просторечие - характеризует людей в одинаковой степени,  не говорящих на литературном языке. Это такая форма речи, которая не рекомендуется литературными нормами, но которая охотно употребляется: «Ну, ребята, пойдемте!», «Погода пуще свирепела», «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!...» (Пушкин.) Совершенно недопустимо такое изложение геометрической теоремы: «Два треугольника равны, если ихние три стороны равны попарно».

Слова «ихний», «евонный», «ейный», «туфлей», «чево», «ложить», «польта» и т.д. совершенно исключены не только из письменной, но и устной речи образованных людей. Они являются достоянием некультурной среды.

Более грубые простонародные слова называются  вульгаризмами – они носят более бранный характер: дербалызнуть, сквалыжничать, лопать, хряпать, трескать.

3.  Жаргон- это языки, имеющие распространение только в определенных ограниченных группах.

4.  Бывают профессиональные жаргоны ( воровской жаргон) и социальные жаргоны ( тюремный жаргон).

Все  коммуникативные качества, включая и уместность, должны быть подчинены одной и то же задаче общения – обеспечить многостороннюю действенность речи.

Стили языка

Коммуникативные качества речи

Правиль

ность

Точ

ность

Логич

ность

Чисто

та

Вырази

тель

ность

Богат

ство

Умест

ность

Художественный

ДА

ДА

ДА

ДА

ДА

ДА

ДА

Научный

ДА

ДА

ДА

ДА

НЕ

ОЧЕНЬ

НЕТ

ДА

Деловой

ДА

ДА

ДА

ДА

НЕТ

НЕТ

НЕ ОЧЕНЬ

Публицистический

ДА

ДА

ДА

ДА

ДА

НЕ ОЧЕНЬ

НЕ ОЧЕНЬ

Разговорно-бытовой

НЕ ОЧЕНЬ

НЕ ОЧЕНЬ

НЕ ОЧЕНЬ

НЕ ОЧЕНЬ

ДА

НЕ ОЧЕНЬ

НЕ ОЧЕНЬ