Социальная психология
Тема: «Конфликты в системе «учитель-ученик»
Цель: дать студентам знания об особенностях протекания конфликтов в образовательном процессе; воспитывать любовь к будущей профессии; учить применять знания на практике.
План:
1 вопрос. Особенности межличностных конфликтов учителей и учеников
2 вопрос. Стадия взаимодействия в конфликте.
3 вопрос. Выбор конфликтного взаимодействия
4 вопрос. Тип конфликтного и неконфликтного учителя по личностным параметрам
5 вопрос. Разрешение конфликта
6 вопрос. Конфликты между учениками
1 вопрос. Объективными причинами этих конфликтов являются нарушения основных типов взаимосвязей, устанавливающихся между ними в ходе учебно-воспитательного процесса.
Основные типы взаимосвязей:
1. Деловые, то есть возникающие по поводу учебной деятельности, уровень этих взаимосвязей определяется:
- целью учебной деятельности,
- задачами учебной деятельности,
- уровнем профессионально-квалификационной подготовки учителя,
- интересами, целями, склонностями учеников.
2. Личностные, определяются личностными особенностями учителя и ученика.
3. Взаимосвязь ролевого характера, то есть возникающие из необходимости учителей и учеников придерживаться определенных норм, правил, способов поведения, соответствующих роли учителя и роли ученика.
Естественно, в процессе реальной жизни эти типы взаимоотношений переплетаются и выделение их достаточно условно.
При нарушении взаимосвязей делового характера возникают учебные конфликты, то есть возникающие в процессе учебной деятельности как реакция на препятствие к достижению целей учебной деятельности (например, ученик не работает на уроке, плохо отвечает, плохая подготовка учителя к уроку).
Конфликты личной несовместимости возникают при нарушении личностных взаимоотношений. Могут возникнуть как в учебной деятельности, так и вне учебной деятельности из-за личностных особенностей учителей и учеников (например, обидчивость учеников, эмоциональная неустойчивость).
Когда не соблюдаются роли учителя и ученика возникают конфликты ожидания. Они возникают в учебной и неучебной деятельности как реакции на поведение, не соответствующее принятым нормам отношений между педагогом и учениками.
В чистом виде в реальной жизни выделенные конфликты встречаются редко. Чаще всего они носят смешанный характер, но вместе с тем с их помощью можно описать все конфликты, возникающие в школе. Это объективные причины возникновения конфликтов.
Субъективные причины конфликта – их основой является подлинная субъективная значимость возникающих противоречий для учеников и учителей. Субъективная значимость всех противоречий у учеников там, где учитель еще не видит конфликта, ученик его уже осознал.
Учитель считает, что из-за «два» и «три» типа конфликта не возникает, если они и возникают, то только по вине учеников.
Ученики в зависимости от пола по-разному оценивают значимость противоречий. Противоречия более значимы для девушек.
От педагогического стажа не зависит частота возникновения.
2 вопрос. Способы поведения учителей и учеников в конфликтной ситуации различны.
Для учителей характерно:
1. Избегание конфликтов, то есть противоречия осознаются, но учитель старается от них уйти. Если не удается уйти, то:
2. Сотрудничество, если оно не выходит, то:
3. Компромисс, затем их приспособление.
4. Соперничество – в самую последнюю очередь.
Девушки в конфликте с учителями ведут себя точно также, а мальчики по-другому.
Поведение понятий в конфликте с учителем
5. Соперничество
6. Компромисс
7. Сотрудничество
8. Избегание
9. Приспособление
3 вопрос. 1. Открытие агрессивного противодействия ученика учителю, то есть, это ссора, бунт, демонстративное неподчинение
2. Открытое спокойное противодействие, то есть он доказывает правоту спокойно, аргументировано, в спокойной форме
3. Скрытое противодействие учителю, то есть внутреннее несогласие с действиями учителя, его решениями, молчаливое игнорирование учителя, молчаливое непосещение уроков.
4. Пассивный протест – это стихийные внутренние переживания, чувство обиды. Эмоциональный дискомфорт в присутствии учителя, иногда слезы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.