1. Объективные причины;
2. Субъективные причины;
3. Способы взаимодействия;
4. Решение ситуации. Разыграть все формы поведения.
6 вопрос. Конфликт в детской среде – это ситуация столкновения и борьбы несовпадающих точек зрения, интересов, установок, которые появляются у детей в процессе их деятельности и общения и которые с одной стороны мобилизуют морально-психологический потенциал личности, способствуя развитию самосознания, утверждению положительных сторон и преодолению отрицательных черт личности, а с другой стороны могут приводить к фрустрации, вызывать ощущение глубокой подавленности, тяжелые эмоциональные переживания, недовольство собой и окружающими людьми.
Типичные причины возникновения конфликтов в детской среде (старшие школьники)
1. Несовпадение взглядов на происходящие вокруг события
2. Неудачные попытки самоутверждения юношей и девушек
3. Некоторые особенности личности старшеклассников
4. Неудовлетворенность имеющимся кругом общения
5. Физический недостаток
6. Неадекватность поведения старшеклассников
Формы протекания конфликта
1. Скрытое состояние неудовлетворенности. Выражается в стойкости несогласия с действия ми окружения, в равнодушии, высокомерии, самоизоляции от коллектива.
2. Пассивный протест. Этот уход в мир фантазий, отвлечение от реальных проблем.
3. Открытое столкновение (спор, ссора, драка, мстительность, то есть слабое проявление аффекта).
В 10 классе преобладает пассивный протест, скрытое неудовольствие, в 11 классе – открытые столкновения. Конфликты характеризуются скоротечностью, то есть в определенные моменты затухают, вспыхивают, наблюдается изменение направления. Это вызывает эмоциональную усталость участников конфликта. В этот момент они наиболее восприимчивы к мерам педагогического воздействия.
Типы конфликтов
1. Ценностный конфликт. В основе лежат конкретные противоречия между имеющимися и несовпадающими ценностями. Эти конфликты наиболее легко разрешающиеся если он сложный и затянувшийся, то в него надо вмешаться. Наиболее сложный из них – возникающий из столкновения ценностей усвоенных в разных коллективах. Форма выражения – самоизоляция
2. Конфликты, возникающие из разного уровня интеллектуального, эмоционального и волевого развития. Этот конфликт сложный, может быть затяжной, иногда открытый, яркий и быстротечный.
3. Конфликт слома стереотипа поведения. В основе лежат противоречия между реальным жизненным опытом, старыми привычками, формами поведения и новыми условиями, требованиями к поведению
Это наиболее частые конфликты в среде старшеклассников (45 %).
Чаще всего протекают открыто, существенно влияют на все стороны жизнедеятельности класса. Косвенное педагогическое вмешательство в конфликт.
4.Конфликт мгновенной эмоциональной разрядки. Вспыхивает в условиях неконтролируемого общения. В основе лежат противоречия между нарастающим эмоциональным напряжением и имеющимися навыками торможения. Завершается взрывом и эмоциональной разрядкой.
Наносят ущерб человеку и коллективу. Встречаются часто, быстротечны. После бурного проявления наступает эмоциональная идиллия.
Эти конфликты называются прямым педагогически вмешательством
Позиции учителя по отношению к конфликтерам:
Способы вмешательства в конфликт.
1. Прямые: беседа, коллективные решения, метод взрыва.
2. Косвенные: анализирование ситуаций, групповые беседы.
Вопросы для закрепления:
Литература:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
3. Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др. Социальная психология. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. – 600 с
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.