Конфликты в системе «учитель-ученик»

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Социальная психология

Тема: «Конфликты в системе «учитель-ученик»

Цель: дать студентам знания об особенностях протекания конфликтов  в образовательном процессе; воспитывать любовь к будущей профессии; учить применять знания на практике.

План:

1 вопрос. Особенности межличностных конфликтов учителей и учеников

2 вопрос. Стадия взаимодействия в конфликте.

3 вопрос. Выбор конфликтного взаимодействия

4 вопрос. Тип конфликтного и неконфликтного учителя по личностным параметрам

5 вопрос. Разрешение конфликта

6 вопрос. Конфликты между учениками

1 вопрос. Объективными причинами этих конфликтов являются нарушения основных типов взаимосвязей, устанавливающихся между ними в ходе учебно-воспитательного процесса.

Основные типы взаимосвязей:

1.  Деловые, то есть возникающие по поводу учебной деятельности, уровень этих взаимосвязей определяется:

-  целью учебной деятельности,

-  задачами учебной деятельности,

-  уровнем профессионально-квалификационной подготовки учителя,

-  интересами, целями, склонностями учеников.

2.  Личностные, определяются личностными особенностями учителя и ученика.

3.  Взаимосвязь ролевого характера, то есть возникающие из необходимости учителей и учеников придерживаться определенных норм, правил, способов поведения, соответствующих роли учителя и роли ученика.

Естественно, в процессе реальной жизни эти типы взаимоотношений переплетаются и выделение их достаточно условно.

При нарушении взаимосвязей делового характера возникают учебные конфликты, то есть возникающие в процессе учебной деятельности как реакция на препятствие к достижению целей учебной деятельности (например, ученик не работает на уроке, плохо отвечает, плохая подготовка учителя к уроку).

Конфликты личной несовместимости возникают при нарушении личностных взаимоотношений. Могут возникнуть как в учебной деятельности, так и вне учебной деятельности из-за личностных особенностей учителей и учеников (например, обидчивость учеников, эмоциональная неустойчивость).

Когда не соблюдаются  роли учителя и ученика возникают конфликты ожидания. Они возникают в учебной и неучебной деятельности как реакции на поведение, не соответствующее принятым нормам отношений между педагогом и учениками.

В чистом виде в реальной жизни выделенные конфликты встречаются редко. Чаще всего они носят смешанный характер, но вместе с тем с их помощью можно описать все конфликты, возникающие в школе. Это объективные причины возникновения конфликтов.

Субъективные причины конфликта – их основой является подлинная субъективная значимость возникающих противоречий для учеников и учителей. Субъективная значимость всех противоречий у учеников там, где учитель еще не видит конфликта, ученик его уже осознал.

Учитель считает, что из-за «два» и «три» типа конфликта не возникает, если они и возникают, то только по вине учеников.

Ученики в зависимости от пола по-разному оценивают значимость противоречий. Противоречия более значимы для девушек.

От педагогического стажа не зависит частота возникновения.

2 вопрос. Способы поведения учителей и учеников в конфликтной ситуации различны.

Для учителей характерно:

1.  Избегание конфликтов, то есть противоречия осознаются, но учитель старается от них уйти. Если не удается уйти, то:

2.  Сотрудничество, если оно не выходит, то:

3.  Компромисс, затем их приспособление.

4.  Соперничество – в самую последнюю очередь.

Девушки в конфликте с учителями ведут себя точно также, а мальчики по-другому.

Поведение понятий в конфликте с учителем

5.  Соперничество

6.  Компромисс

7.  Сотрудничество

8.  Избегание

9.  Приспособление

3 вопрос. 1. Открытие агрессивного противодействия ученика учителю, то есть, это ссора, бунт, демонстративное неподчинение

2. Открытое спокойное противодействие, то есть он доказывает правоту спокойно, аргументировано, в спокойной форме

3. Скрытое противодействие учителю, то есть внутреннее несогласие с действиями учителя, его решениями, молчаливое игнорирование учителя, молчаливое непосещение уроков.

4. Пассивный протест – это стихийные внутренние переживания, чувство обиды. Эмоциональный дискомфорт в присутствии учителя, иногда слезы.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
69 Kb
Скачали:
0