СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема: «Перцептивная сторона общения»
Цель: дать студентам знания об особенностях организации перцептивной стороны общения; показать необходимость учета эффектов, феноменов восприятия в своей будущей профессиональной деятельности; воспитывать любовь к будущей профессии.
План:
1. Сущность социальной перцепции.
2. Механизмы социальной перцепции.
3. Эффекты восприятия.
4. Имидж личности.
5. Особенности формирования социальных установок.
Перцепция (от лат. – восприятие). В процессе общения происходит не только передача информации, но и процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
В обычной жизни широко распространено мнение, что эмоции и чувства лишь препятствуют взаимодействию людей, поэтому не «принято» выражать свои чувства: человек сдерживается, прячет их, искажает своё поведение, в результате чего собеседник не может его понять. Блокируя свои чувства, мы заставляем собеседника ошибаться, принимая за истинную нашу ложную демонстрацию отношений /мы злимся, а говорим о восхищении, досадуем, а показываем спокойствие/.
Большинство из нас лишь в слабой степени реализует своё эмоциональное самовыражение, за что нас наказывает чувство неудовлетворённости собственной жизнью. Живём по принципу: «Обманул контролёра в автобусе – купил билет, но не показал».
Каждый человек имеет право на выражение возникающих у него чувств. Если чувства возникли, их надо выражать и принимать без искажений, в этом и состоит естественность и искренность. Глубина отношений между людьми во многом определяется тем, насколько искренне они могут выражать свои чувства в присутствии друг друга. Конечно, не всякое выражение наших чувств уместно и может быть не понято. Но во всякой ситуации можно найти подходящий способ передачи своих переживаний, которые будут способствовать лучшему пониманию нас, будут развивать наш диапазон чувств, способствовать их углублению и уточнению. В противном случае наши чувства «застаиваются» и переносятся в другую ситуацию. Но и другая ситуация становится для нас не точно воспринимаемой. «Не принятый» разговор с подругой, но вы не выразили ей своей злости и раздражения. Дома вы тоже испортите отношения с близкими. Вместо «срывания зла» лучше рассказать домашним о неприятном разговоре, причем, рассказывая, передавайте все возникающие у вас чувства. И вы увидите новые возможности изменения отношений, почувствуете очищение от накопившейся злости и раздражения.
Существует несколько способов или механизмов понимания другого человека:
1. Идентификация с другим, т. е. уподобление себя другому. Это рациональное уподобление, осмысление другого человека.
2. Эмпатия – это уподобление себя другому на эмоциональном уровне, это прочувствование другого.
3. Рефлексия – это отражение самого себя, это осознание того, как я воспринимаюсь партнёром по общению, т. е. значение того, как другой меня понимает.
1) Физический облик, соотношение роста и веса, во многом зависит от типа телосложения. Уже в раннем детстве мы различаемся по типам телосложения.
«Черепашка». Плечи слегка приподняты, шея, как будто, укорочена, голова так наклонена, голова при малейшем напряжении втягивается в плечи. Спина напряжена, твердеет от прикосновения, руки прижаты к телу. Голова так наклонена, что взгляд – исподлобья. Кисти рук часто сжимаются в кулаки. Игры, которые предпочитает это тело – силовые /бороться, кидаться, упираться/. Тело это упрямое, жёсткое, бесстрашное в сопротивлении. Характерна склонность к однообразным действиям.
«Кузнечик». Руки и ноги, как будто, привинчены к телу, легко вращаются в суставах, подвижны. Для такого тела характерна «прыгучесть» и «бегучесть». Тело послушное, легко сбивается. Если сидит, то любит болтать ногами. Любит играть с беганьем, прыжками, соревнованиями. Быстро насыщается однообразными занятиями.
«Лисичка». Мягкость, плавность, походка лёгкая, танцующая, осторожная. Часто меняет позы, легко копирует позы собеседника. В разговоре характерна немного манерная жестикуляция. Кокетливое пожимание плеч, покусывание, поджимание губ, голова повёрнута к собеседнику. В играх предпочитает разнообразие, смену ролей, переодевание.
2) Оформление внешности (в зависимости от обстановки должен быть разный стиль)
3) Функционально динамические особенности (мимические и т.д.) т.е. невербальные средства общения, т.е. умение себя подать
«Холодная красота» – это отсутствие невербальных средств общения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.