Современные представления о предмете социальной психологии.
3. Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллектива.
Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельность людей, обусловленных включенностью их в социальные группы, а так же психологические особенности самих этих групп.
Это учение «о социальной душе» или «о социальной психике». Следует помнить, что любое социальное явление возникает в результате взаимодействия человека и человека, человека и общности, общности и общности. Именно в этом состоит природа социального.
В результате взаимодействия возникают социально психологическое явление, т.е. взаимодействия образует тот круг явлений, которые в конечном счёте и составляет предмет социальной психологии.
В процессе уточнения процесса социальной психологии, как науки можно выделять несколько периодов:
1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и психологии (VI век до нашей эры – середина ХVIII века).
2. Выделение оптимальной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знаний (50-60 г. 19 век – 20 г. 20 век).
3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20г. 20 век). В основе социальной психологии лежали три главных направления:
1) Психология масс. Это направление связывается с мнениями Габриеля Гарда «Законы подражания» 1890 г. и Густова Лабона «Психология масс» 1895г. Они всесторонне обобщали свои наблюдения за поведением больших человеческих общностей.
Основные выводы:
- в массах, где чувства доминируют над разумом.
- индивид становится серийной единицей, теряет свои личные качества.
- он склонен заражаться на строением массы и действовать под её влиянием, не проявляет своей индивидуальности.
2) Психология народа. Представители этого направления говорили о том, что существует психика, присущая всему народу в целом (Вильгельм Вундт). Сегодня национальная или этническая психология приобрела не меньшую актуальность, чем психология толпы.
3) Психология инстинктов. Исходила из того, что человеческая личность действует по инстинктивным, биологическим мотивам. Из этих мотивов пытались вывести и поведение большинства людей.
В начале 20 века центр социальной психологии переместился из Европы в США. Здесь она начала развиваться как прикладная наука, для которой характерно некоторое принебрижение к теоретическим обобщениям, за счет ориентации на конкретные явления.
Предметом социальной психологии является взаимодействие совместной деятельности, общения и личности.
Социально психологические явления – это феномены возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающее их в различных формах, выражающие отношение к ним побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезна, так и преступной деятельности.
К числу основных социально психологических явлений относятся: общение, мнение, настроение, общность, стереотип, конфликт, образ жизни, стратификация (деление общества на различные социальные слои (страты), принадлежность к которым обуславливает социально-экономический статус человека.
В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально психологические явления: межличностные, групповые, межгрупповые, массовые. Выделяют осознаваемые и неосознаваемые социально психологические явления.
По степени устойчивости они делятся на динамические (например: различные виды общения); динамика статичные (например, мнения, настроения); статичные (например: традиции, обычаи).
Социально психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро – средней и микро), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).
Одним из недостатков социальной психологии в том, что она пытается определить закономерности социально психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения и проявления. (Например: формирование общественного мнения в различных условиях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.