СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
специальность 0314 «Социальная педагогика»
Тема: «Межличностное общение. Его виды и функции»
План:
1. Понятие общения.
2. Функции общения.
3. Виды общения: межличностное и ролевое.
4. Виды общения: ритуальное, монологическое, диалогическое.
Общение – важнейшее из понятий, характеризующее мир людей. Человеческий мир – это поле смыслов и значений. Это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека.
Общение является составной частью жизни человека и общества, с внутренней, духовной жизнью человека, поэтому оно выполняет разнообразные функции:
1. Функция общения является формой существования и проявления человеческой функции. Только в общении, во взаимодействием с человеком раскрывается «человека в человеке как для других и для себя» (Бахтин).
В процессе общения возникло сознание и речь. Самомышление человека представляет собой внутреннюю форму общения. Человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения. Эту функцию иллюстрирует экспериментальный эффект над ситуативной активностью (Битянова М.Р. «Социальна психология» стр.58-68).
Таким образом, пока человек находится наедине с самим собой ему вполне хватает биологической активности (подумал – съел банан). Но в присутствии других человек становится не способен на действие биологически сверхактивные. Это и есть феномен надситуативной активности, то есть в присутствии других проявляется индивидуальность, неповторимость, уникальность.
2. Общение выполняет в коллективной деятельности коммуникативно-связывающую роль. Генетические корни общения прежде всего знаковые, речевые – в совместной практической деятельности. (Вавилонская башня).
3. Общение представляет важнейшую жизненную потребность человека, условия его благополучного индивидуального существования.
Поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослыми.
«Ребенок – это всегда два человека – он и взрослый» - Эльконин Д.Б.
Постепенно внешняя форма взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность. Пример: 30 годы 20 века США, клиника, больные дети, им запретили встречаться со взрослыми. Одна треть детей умерла. Там, где встречались со взрослыми, все остались живы.
4. Общение играет психотерапевтическую, поддерживающую роль в жизни человека любого возраста.
Подтверждение «Я» со стороны другого и постоянная потребность в нем – это и есть те факторы, которые делают человеческое общение чем-то существенно большим, нежели простой информационный обмен, минимально необходимый для защиты и выживания (это мнение Вацлавика П. и его коллег).
У.Джеймс – для человека нет более страшного показателя, чем находиться в обществе и быть не замеченным другими людьми. Насмешки, осуждение, неприятие – все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Наказание психологическим неподтверждением – разрушительно для личности (Бойкот).
Неподтверждение – это трагедия, не знающая возрастных границ.
Таким образом, потребность человека быть подтвержденным другими, существовать для них, иметь в их глазах самостоятельную ценность и значимость является определяющей в развитии личности.
Отношения людей всегда социальны, так как задаются систематически общественно- исторические, социально-экономические и культурные особенности той среды, в которой они развиваются.
Межличностные отношения носят эмоциональный характер. Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношения к партнеру формируются «здесь и сейчас», в ходе контакта, на основе демонстрируемого им поведения и взглядов. Содержание общения, его формы могут меняться и приспосабливаться
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.