Методологические основы социальной психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методология как совокупность конкретных методологических приемов, то есть методик.

Достижения любой науки в значительной степени определяются развитием ее методического аппарата. В основе методологии лежит рассмотрение явлений и процессов в развитии и во всем многообразии их связей и отношений.

Методы социальной психологии могут быть классифицированы по различным основаниям.

Выделяют два больших блока методов:

1. Методы сбора информации (наблюдение, изучение документов и продуктов деятельности, опрос, эксперимент).

2. Методы ее обработки (приемы теоретической и логической обработки данных, использование методов математической статистики). Вторая группа к социальной психологии имеет косвенное отношение.

Поэтому рассмотрим две большие группы методов: наблюдение и эксперимент (Немов).

Информация, полученная в результате проведения социально-психологического исследования должна отвечать требованиям надежности, обоснованности и точности.

Надежность (достоверность) социально-психологической информации заключается в ее однозначности при проведении повторных испытаний, в получении одинаковых результатов разными исследованиями.

Обоснованность (валидность) социально-психологической информации определяется характеристиками применяемого исследователями инструмента и заключается в способности этого инструмента измерять именно те свойства изучаемых объектов, которые интересуют исследователя.

Точность социально-психологической информации определяется чувствительностью применяемых исследователем методик к измерению интересующих его свойств.


Факторы, оказывающие влияние на результаты социально-психологического исследования:

1. Личность экспериментатора. Это его характерологические особенности (манеры держать себя, интонация, способы реагирования на трудности, вопросы и т.д.) А также внешний вид (подтянутость, аккуратность и т.д.)

2. Умение исследователя работать с испытуемым, создавать непринужденную, доверительную атмосферу.

3. Эффект присутствия других (знакомых или незнакомых) может существенно повлиять на результат исследования (эффект фасиметации).

4. Эксперименты бывают открытые и закрытые. В первом случае подробно знакомят с предстоящим исследованием, во втором – чтобы никто не догадался, что изучается или, что уже идет эксперимент.

Любое социально-психологическое исследование начинается с составления программы изучения объекта, который включает в себя весь комплекс теоретических и практических задач, а также предположения о возможностях использования тех или иных процедур и технических приемов исследования. В рамках программы вырабатываются гипотезы исследования, определяются методы и методики, формируется репрезентивная выборка.

Гипотеза исследования – это высказанное исследователем предположение о наличии (или отсутствии) связей, существующих между интересующими его объектами и явлениями.

Методы исследования – это общий путь, который выбирает исследователь для получения интересующей его информации.

Методики исследования – это совокупность конкретных способов и приемов получения необходимой информации об особенностях протекания тех или иных процессов.

Последовательность осуществления программы любого социально-психологического исследования включает в себя ряд этапов:

1. Сбор данных, необходимых для обоснования правомерности выдвинутой гипотезы.

2. Анализ собранного материала.

3. Выявление надежности полученных данных.

4. Содержательная интерпретация результатов анализа.

5. Выводы и практические рекомендации.

Методы социально-психологического исследования:

1. Наблюдение – это метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений или феноменов, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа.

Правила:

1) обязательное наличие цели наблюдения и ее соответствие целям исследования;

2) выбор способов наблюдения и способов фиксации наблюдаемых явлений;

3) планомерное проведение наблюдения по определенной схеме;

4) проверка результатов наблюдения с точки зрения их обоснованности и надежности.

Виды наблюдения:

Включенное – экспериментатор сам на определенное время становится членом той группы, которая стала объектом исследования. Уайт: «Общество на углу улицы» – формирование ценностных ориентаций и норм в группах подростков и молодежи.

Не включенное – это наблюдение «со стороны», когда исследователь

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
64 Kb
Скачали:
0