Методология как совокупность конкретных методологических приемов, то есть методик.
Достижения любой науки в значительной степени определяются развитием ее методического аппарата. В основе методологии лежит рассмотрение явлений и процессов в развитии и во всем многообразии их связей и отношений.
Методы социальной психологии могут быть классифицированы по различным основаниям.
Выделяют два больших блока методов:
1. Методы сбора информации (наблюдение, изучение документов и продуктов деятельности, опрос, эксперимент).
2. Методы ее обработки (приемы теоретической и логической обработки данных, использование методов математической статистики). Вторая группа к социальной психологии имеет косвенное отношение.
Поэтому рассмотрим две большие группы методов: наблюдение и эксперимент (Немов).
Информация, полученная в результате проведения социально-психологического исследования должна отвечать требованиям надежности, обоснованности и точности.
Надежность (достоверность) социально-психологической информации заключается в ее однозначности при проведении повторных испытаний, в получении одинаковых результатов разными исследованиями.
Обоснованность (валидность) социально-психологической информации определяется характеристиками применяемого исследователями инструмента и заключается в способности этого инструмента измерять именно те свойства изучаемых объектов, которые интересуют исследователя.
Точность социально-психологической информации определяется чувствительностью применяемых исследователем методик к измерению интересующих его свойств.
Факторы, оказывающие влияние на результаты социально-психологического исследования:
1. Личность экспериментатора. Это его характерологические особенности (манеры держать себя, интонация, способы реагирования на трудности, вопросы и т.д.) А также внешний вид (подтянутость, аккуратность и т.д.)
2. Умение исследователя работать с испытуемым, создавать непринужденную, доверительную атмосферу.
3. Эффект присутствия других (знакомых или незнакомых) может существенно повлиять на результат исследования (эффект фасиметации).
4. Эксперименты бывают открытые и закрытые. В первом случае подробно знакомят с предстоящим исследованием, во втором – чтобы никто не догадался, что изучается или, что уже идет эксперимент.
Любое социально-психологическое исследование начинается с составления программы изучения объекта, который включает в себя весь комплекс теоретических и практических задач, а также предположения о возможностях использования тех или иных процедур и технических приемов исследования. В рамках программы вырабатываются гипотезы исследования, определяются методы и методики, формируется репрезентивная выборка.
Гипотеза исследования – это высказанное исследователем предположение о наличии (или отсутствии) связей, существующих между интересующими его объектами и явлениями.
Методы исследования – это общий путь, который выбирает исследователь для получения интересующей его информации.
Методики исследования – это совокупность конкретных способов и приемов получения необходимой информации об особенностях протекания тех или иных процессов.
Последовательность осуществления программы любого социально-психологического исследования включает в себя ряд этапов:
1. Сбор данных, необходимых для обоснования правомерности выдвинутой гипотезы.
2. Анализ собранного материала.
3. Выявление надежности полученных данных.
4. Содержательная интерпретация результатов анализа.
5. Выводы и практические рекомендации.
Методы социально-психологического исследования:
1. Наблюдение – это метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений или феноменов, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа.
Правила:
1) обязательное наличие цели наблюдения и ее соответствие целям исследования;
2) выбор способов наблюдения и способов фиксации наблюдаемых явлений;
3) планомерное проведение наблюдения по определенной схеме;
4) проверка результатов наблюдения с точки зрения их обоснованности и надежности.
Виды наблюдения:
Включенное – экспериментатор сам на определенное время становится членом той группы, которая стала объектом исследования. Уайт: «Общество на углу улицы» – формирование ценностных ориентаций и норм в группах подростков и молодежи.
Не включенное – это наблюдение «со стороны», когда исследователь
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.