Структура ролевой игры. Мотивы игровой деятельности. Классификация игр

Страницы работы

Содержание работы

Психология игры

Тема: «Структура ролевой игры»

Цель: дать студентам знания о структуре ролевой игры; учить устанавливать межпредметные связи; применять полученные знания на практике.

План:

1. Структура ролевой игры.

2. Сюжет и содержание ролевой игры.

3. Мотивы игровой деятельности.

Смысловые уровни игры.

4. Классификация игр.

Анализ детской игры бросил неожиданный свет на самые существенные стороны детства и действительно ввел нас во внутренний мир ребенка, в своеобразие детства.

1 вопрос. Если понаблюдать за оживленно играющими на площадке детьми, то невольно соглашаешься с теми исследователями, которые выделяют удовольствие как причину зарождения игры. Дети играют ради самого процесса, получая при этом огромное удовольствие и не преследуя никакой цели. Дети не думают о том, какие развивающие функции несет игра, - они просто играют, радуются игре и обществу друг друга. Вместе с тем многие исследователи игры отмечают ее серьезный, полный смысла характер. Известный американский психотерапевт В.Оклендер отмечает, что «в восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые». Объективно природа игры носит процессуальный характер и не содержит утилитарной цели.

Структура ролевой игры определяется ее символико-моделирующим характером, где преобладает мотивационно-потребностная сторона деятельности, а операционально-техническая - минимальна. Игровое моделирование, как указывает Д. Б. Эльконин, представляет собой воссоздание объекта в другом, не натуральном, материале, что позволяет сделать объект предметом специальной ориентировки. Ориентировка направлена на исследование взрослого как носителя определенных общественных функций, включенного в профессиональную деятельность и разнообразные отношения с другими людьми. Ребенок постигает взрослого человека, моделирует его предметную деятельность и межличностное общение.

Исследуя окружающий мир, последовательно расширяя пространство взаимодействия с различными объектами, ребенок открывает для себя взрослого как интереснейший внешний объект, но, в отличие от предметного мира, взрослый недоступен практике непосредственных действий: взрослым нельзя манипулировать (постучать или посмотреть внутреннее устройство), хотя, надо отдать должное, ребенок пробует применить к взрослым самые разные схемы действий. Взрослый открывается познанию только в специфической деятельности, которая позволяет воспроизвести систему общественных отношений между людьми, - это игровая деятельность. А. В. Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними л т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

Концепция игры выдающегося психолога Д.Б.Эльконина (1904—1984) занимает центральное место в современной отечественной детской психологии и служит ориентиром для большинства исследований сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин понимает игру прежде всего как «деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности».

Структура игровой деятельности включает в себя следующие компоненты: игровые действия, сюжет и содержание игры, воображаемую ситуацию, правила и роль, которую принимает на себя ребенок. Роль является, по мнению Д.Б.Эльконина, центральным компонентом игры и одновременно ее структурной единицей, объединяющей в себе нормы, правила, способы поведения людей в различных ситуациях и игровые отношения.

Ролевая игра в своей развитой, развернутой форме строится на моделировании отношений между людьми. Эти отношения ребенок познает и осваивает через принятие роли взрослого, что подтверждает положение Д.Б.Эльконина о роли как единице игровой деятельности.

Мнимая ситуация, где ребенок принимает на себя роли других людей или персонажей и реализует типичные для них действия, создается по правилам, диктуемым самой ролью. В.Штерн, рассуждая об игре, подчеркивает, что роль «предъявляет сильнейшее требование к сознанию иллюзии». Отношение ребенка к окружающему миру и действия в различных ситуациях преобразуйся под влиянием роли. Это влияние распространяется на игровую ситуацию и действия в игре, одновременно выходя за пределы игровой деятельности. Роль оказывает влияние на мироощущение и поведение вне игры. Беря на себя роль, ребенок добровольно принимает требования, необходимость подчиняться правилам, которые диктует роль: врач должен помогать людям, лечить их, заботиться об их здоровье, пожарнику правила диктуют необходимость героического поведения, готовность спасать, жертвовать собой, быть решительным и смелым, и смелость должна быть самой настоящей, хотя опасности - только мнимые.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
144 Kb
Скачали:
0