Особенностью игровых сюжетов является смешение, причудливое переплетение тем, которые ассоциативно нанизываются как бисер на общее содержание игры. Так, играя в «дочки-матери», девочка укладывает свою куклу-дочку спать, потом будит и ведет в детский сад, где принимает на себя роль воспитательницы, потом, увлекаясь, становится музыкальным руководителем и распевает с куклой-воспитанницей песенки. Переплетение сюжетов может быть вызвано и стремлением объединить индивидуальные игровые потребности каждого из детей в общую сюжетную линию. Так, девочка, которой очень хочется поиграть в семью, согласна мириться с тем, что папа - он же полицейский (мальчик, который развивает свою сюжетную линию) - присутствует в семье номинально и лишь иногда пробегает мимо «дома» в погоне за очередным преступником.
Изучая детские игры, Н.Я. Михаиленко и Н. А. Короткова показали, что сюжеты могут быть разнообразны не только по тематическому содержанию, но и по своей структуре. К структурным элементам сюжета относятся: действие, роль и предметная ситуация. В зависимости от количества элементов и типа связи между ними Н.Н.Поддъяков выделил следующие структуры сюжетов.
1. Предпосылочный, «усеченный» сюжет, включающий одну роль, одно действие и одну предметную ситуацию. Усложнение сюжета - несколько действий, но в одной предметной ситуации.
2. Сюжеты с несколькими персонажами, но с одинаковыми видами действий и в одной предметной ситуации. Усложнение - увеличение количества персонажей.
3. Сюжеты с двумя взаимодополнительными персонажами (мама - дочка), взаимодействующими в одной предметной ситуации. Усложнение сюжета - увеличение предметных ситуаций или ролей.
4. Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей заданы отношения между ними (например, подчинение одних персонажей другим согласно требованиям общества).
Таким образом, сюжет игры может быть охарактеризован как с точки зрения ее тематического содержания, так и с позиции структуры сюжета.
Помимо сюжета игры, Д.Б.Эльконин ввел различение ее содержания. Под содержанием игры подразумевается главный момент, воспроизведенный детьми в игре, - момент отношений между взрослыми. За внешней оболочкой сюжета открывается содержание игры, на основании анализа которого только и можно оценить уровень развития игровой деятельности ребенка. Так, если сюжетом будет игра в семью, то содержанием могут быть как детско-родительские отношения, так и супружеские отношения или даже профессиональные отношения каждого из участников игры. Воспроизведение социальных отношений в игре составляет ее основное содержание.
3 вопрос. Мотивыигровойдеятельности
Одним из центральных компонентов деятельности является мотивация. Проблема мотивов игровой деятельности сосредоточена вокруг двух аспектов: каковы побудительные силы игры и в чем влияние различных мотивов на содержание и характер игровой деятельности. Подход к оценке мотивационной составляющей деятельности определяет основные противоречия между «глубинными» (бессознательное как объект изучения) и «вершинными» (сознание как объект изучения) теориями. «Глубинные» теории З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера подчеркивают побудительное значение удовольствия, первичных внутренних влечений, наслаждения. Мотивы игровой деятельности сосредоточены вокруг переживаний ребенка, они субъективны и базируются на врожденных влечениях. Теория деятельности А.Н.Леонтьева, культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и теория онтогенеза игровой деятельности Д. Б. Эльконина выделяют объективные, внешние побудители игровой деятельности. Основополагающим мотивом игры в отечественной парадигме развития является стремление «действовать как взрослый».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.