Структура ролевой игры. Мотивы игровой деятельности. Классификация игр, страница 10

К играм, в основе которых лежит инициатива взрослых, относятся обучающие и досуговые игры. К обучающим играм С. Л. Новоселова относит дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, учебные (предметные) дидактические игры, а также игры с правилами. К досуговым играм: интеллектуальные (шахматы, шашки и др.), игры-забавы, развлечения, театральные, празднично-карнавальные. Инициатива взрослых сосредоточена на этапе обучения детей и не исключает самостоятельности и дальнейшей активности самих детей в играх этого класса.

Третий класс объединяет народные игры, определяемые исторической инициативой этноса. Сюда относятся обрядовые, тре-нинговые и досуговые игры. Изучение архаических форм игры позволяет понять развитие основных линий игровой деятельности — становление символизма и правила.

К.Оталора, под руководством Л.Ф.Обуховой, проанализировала особенности детских игр в индейской общине Аруако и, опираясь на концепцию Д. Б. Эльконина, предложила следующую классификацию игр.

1.  Игра-развлечение - игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель - развлечь, развеселить участников.

2.  Игра-упражнение - отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз подряд.

3. Сюжетная игра - есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя и в зачаточной форме. Наиболее частыми сюжетами были приготовление пищи и сбор фруктов. Иногда дети изображали игру на аккордеоне, звон колокола или действия животных. Сюжетные игры никогда не воспроизводили существующие в общине социальные отношения, в играх отсутствовали роли отца, матери.

4.  Процессуально-подражательная игра - воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент. Подражательная и сюжетная игра близки друг другу. Л.Ф.Обухова выделяет возрастную границу: игра-подражание наиболее часто встречается у маленьких детей.

5.  Традиционная игра - игра, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация. В общине Аруако это игра в волчок.

Г.Крайг, справедливо отмечая возрастные изменения в играх и отсутствие явно обозначенных границ между различными типами игр, предлагает следующую классификацию в зависимости от особенностей и назначения игр детей.

Сенсорные игры. Сенсорные игры направлены на приобретение опыта ощущений разных модальностей (слух, зрение, тактильная и вкусовая чувствительность, обоняние) ради самого этого опыта. Новые звуки, запахи расширяют познавательные границы ребенка и обогащают представления о своих возможностях, стимулируют поисковую активность.

Моторные игры. Радость движения - одна из базовых потребностей человеческого организма, которая набирает обороты по мере развития ребенка с самого рождения. Первоначально это удовольствие от смены положения тела в пространстве, позже - раскачивание на качелях, которое приводит к положительной стимуляции вестибулярного аппарата. Моторные игры направлены на координацию движений тела и положения тела в пространстве дают положительный эмоциональный заряд ребенку и способствуют его физическому и психическому развитию.

Игра-возня. Цель этого вида игр не столь очевидна для взрослых, но не менее важна. Драки понарошку не только дают детям возможность разрядить накопившуюся энергию, но и усиливают самоконтроль, сдерживают импульсивные желания (ведь мы деремся не по-настоящему, поэтому надо одновременно и получать удовольствие от возни и контролировать свои движения, чтобы не нанести ущерб другим участникам). Дети любой страны мира независимо от культурно-экономического уровня развития любят устраивать возню и «кучу-малу».