Роль воображаемой ситуации как побудительной силы в игре подчеркивал Д. Б. Эльконин. Новый смысл предметным действиям с игрушками придают роль и воображаемая ситуация, которые смешают содержание и смысл игры от манипуляций к отражению жизни взрослых. Сюжетно-ролевая игра может быть сходной с предметной по внешней форме (выполняются примерно те же манипуляции с игровыми предметами), но принципиально отличается по смыслу выполняемых действий. Роль, которую берет на себя ребенок, коренным образом меняет его действия, отношение к предметам и отношение к себе. Смысловым центром предметной игры является игрушка, а сюжетной игры - роль. Роль - это взрослый человек, деятельность которого воссоздает ребенок, отношения между людьми становятся объектом игры ребенка, а основным мотивом - стремление действовать как взрослый.
В отечественной психологии мотив понимается как активность субъекта, направленная на удовлетворение потребности и выполняющая функции побуждения, направления деятельности и смыслообразования. Развитие мотивов происходит через расширение и изменение преобразующих видов деятельности. В игровом действии с использованием предметов-заместителей операция соответствует предмету-заместителю, а выполняемое действие - желаемому предмету. В результате игровой деятельности возникает воображаемая ситуация, т. е. несовпадение операций и действий. Ребенку известны свойства предмета, способы его возможного употребления, но предметы-заместители приобретают новый игровой смысл. Это соотношение смысла и значения возникает в процессе самой игры.
Л. И. Божович определила мотив как все, что побуждает активность человека. Это не обязательно должен быть предмет. В роли мотива может выступать оценка, похвала, так называемое идеальное поле взаимодействия. Побуждение к действию всегда исходит из потребности, а объект, который служит удовлетворению потребности, определяет только характер и направление деятельности. В объекте могут воплощаться самые разные деятельности, так же как в разных деятельностях может воплощаться одна потребность. Внешние объекты только тогда стимулируют активность человека, когда отвечают имеющейся у него потребности или актуальны потребности, которой они удовлетворяли в прошлом опыте человека.
По мнению Л. И. Божович, и в этом отличие ее рассуждений от теоретических построений А. Н.Леонтьева, изменение объектов не вставляет содержание потребностей, «а является лишь показателем этого развития». Л. И. Божович предположила, что пути развития потребностей могут быть следующими.
1- Изменение положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. Развитие потребностей возможно, если меняется социальная ситуация. Так как на разных возрастных этапах занимаемое ребенком место различно, то и к ребенку предъявляются разные требования. Ребенок может испытать необходимое для человека эмоциональное благополучие если способен отвечать этим предъявляемым требованиям. Это и порождает присущие возрасту специфические потребности.
2. Усвоение новых форм поведения и деятельности, овладение предметами культуры. Например, если ребенок научился читать, то у него возникнет потребность в чтении.
3. Наряду с расширением круга потребностей и возникновением новых, внутри каждой потребности происходит развитие, которое идет от элементарных к более сложным, качественно своеобразным формам потребностей.
4. В связи с развитием структуры мотивационной сферы с возрастом происходит изменение и ведущих потребностей.
Потребности меняются не только по содержанию и динамическим свойствам, но и по своему строению. Потребности опосредуются сознанием и начинают действовать через намеченные цели, принимаемые намерения и решения. В этом случае это уже новые функциональные образования, являющиеся «единством потребности и сознания, аффекта и интеллекта». Эти опосредованные потребности специфичны только для человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.