Начальные этапы развития игровой деятельности особенности игры в раннем возрасте
(делать лекцию)
С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре: играя, ребенок имеет возможность во многих вариантах повторять понятные ему действия, добиваясь того или иного результата. Приобретенные знания становятся все более обобщенными. Малыш может широко пользоваться ими в конкретных условиях. Игровая деятельность обогащается, что, в свою очередь, способствует всестороннему психическому развитию ребенка.
Самостоятельная игра на протяжении раннего и дошкольного детства качественно меняется. Ее развитие определяется характером ведущей деятельности. На первом году жизни такой деятельностью является общение ребенка со взрослым, на втором, а в значительной мере и на третьем году - предметная деятельность.
Благодаря общению со взрослым не только происходит освоение действий с предметами, но и формируется эмоционально-положительная мотивация этих действий. Мать, воспитатель и другие близкие ребенку люди, ласково общаясь с ним, показывают различные предметы, чаще всего игрушки, дают подержать их, радуются тому, что малыш потряхивает погремушкой, рассматривает матрешку, нажимает ладонями на резинового цыпленка. В обстановке эмоционально-насыщенного общения предмет и возможность активного действия с ним становятся для малыша желанной целью. У него формируется потребность в игре, в манипулировании предметами-игрушками, способными перемещаться, деформироваться, звучать и т. д.
Перед воспитателем, работающим с детьми раннего возраста, встает задача всемерно способствовать обогащению представлений ребенка путем содержательного общения с ним (на занятиях, при ознакомлении с окружающим, в быту и т. д.). Это необходимо для создания условий при организации игры, соответствующей возрастающим возможностям малыша.
Вместе с тем в игре наиболее доступным путем малыши усваивают новые сведения об окружающем мире, учатся действовать в предметной среде.
Знание основных требований к содержанию игры в тот или иной возрастной период позволяет педагогу более четко планировать цель и содержание повседневной работы на занятиях и при организации самостоятельной деятельности детей.
В развитии игровой деятельности можно выделить два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами; ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.
В три-четыре месяца у малыша начинают формироваться первые ориентировочные действия типа обследования предмета, в четыре-пять месяцев он уже способен к самостоятельным действиям с игрушкой, что по форме является ознакомительной игрой.
Первый этап в развитии предметно-игровой деятельности ребенка (ознакомительная игра) может затянуться до конца первого года его жизни, а иногда и дольше, если воспитатель своевременно не примет меры к ее дальнейшему совершенствованию.
В часы бодрствования малыша взрослый должен не только привлекать его внимание к ярким, крупным, контрастным по отношению к фону предметам, но и изредка вкладывать их в его руки, а детям старше трех-четырех месяцев давать возможность самим брать игрушку. Во время игры взрослый обязательно должен быть рядом с малышом и поддерживать его эмоционально-приподнятое настроение.
Если постоянно разнообразить игрушки по величине, массе, форме, упругости, особенностям поверхности, звучанию и т. д., то у ребенка на основе ориентировочных действий, обследования постепенно будут формироваться так называемые предметно-специфические действия. Например, малыш пяти-шести месяцев замечает бороздку или выпуклость на погремушке и проводит по ней пальцем, погремушку все чаще удерживает за ручку, а не за шарик, резиновую озвученную игрушку сжимает и разжимает, вызывая ее попискивание.
После девяти-десяти месяцев самостоятельная деятельность ребенка с предметами и игрушками протекает преимущественно в форме отобразительной игры. Например, если восьмимесячный ребенок брал куклу в руки, заглядывал ей в лицо, как это делал воспитатель, рассматривал ее одежду, волосы, т. е. знакомился с ней как с объектом, то годовалый уже прижимает куклу к себе, а более старший начинает ее покачивать, подражая действиям взрослого. В кукле ребенок уже видит живой образ. К концу первого года жизни его интересует вращение колес автомобиля, вслед за воспитателем он пытается прокатить машинку, толкая ее рукой. Эти действия являются нормой для детей до начала второго года их жизни. Однако если подобными предметно-специфическими действиями заполнено все время самостоятельной игры детей вплоть до середины или даже конца второго года жизни, то это тревожный симптом. Значит, родители или воспитатели не смогли своевременно сформировать у них более высокий уровень развития самостоятельной игры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.