Умственное воспитание детей в игре

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Психология игры

Тема: «Умственное воспитание детей в игре»

Цель: дать студентам знания об особенностях умственного воспитания в игре; формировать любовь к будущей профессии; учить приводить примеры из личного опыта.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Приведем простой пример.

На дальнем конце стола лежит игрушка, которую двухлетнему ребенку нужно достать. Один забирается на стул с ногами и лезет через весь стол. Другой сползает со стула и, обойдя стол, достает игрушку. Третий, не вставая со своего стула, берет рядом лежащий стержень от пирамидки или ложку (то, что есть под руками) и, дотянувшись с помощью этого импровизированного орудия до игрушки, придвигает ее к себе;

Во всех случаях ребенок решает одну и ту же практическую задачу (достать игрушку) в определенных условиях (игрушка находится далеко, и прямо с места ее не достать). Каждый преодолевает эти условия различными способами - в зависимости от своего сложившегося опыта: первый путем непосредственного дотягивания до игрушки рукой, второй практически делает то же самое, но более удобным способом - обходит преграду, и только третий использует опыт целевого воздействия одним предметом на другой, и именно такие действия должны соответствовать уровню интеллектуального развития детей второго года жизни.

Приведем еще пример.

У одного ребенка в руках игрушка, с которой хотели бы поиграть многие. Задача заключается в том, чтобы получить эту игрушку. Одни дети пытаются ее отнять, другие предлагают поменяться, третьи просят у воспитателя такую же или находят равноценную, четвертые предлагают поиграть вместе и т. д. Таким образом, выбор способа решения практической задачи при соблюдении определенных условий зависит от опыта общения ребенка.

Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Практически задачи могут быть самыми разнообразными.

Ребенок конструирует дом, гараж или мост. Он знает, что для достижения конечной цели ему необходимо поместить перекрытие на прочные стойки (кирпичики), и тогда крыша или настил моста будет хорошо держатся.

Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчит достижение поставленной цели.

Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных, предлагаемых на занятиях (математические и др.) Игры, в частности сюжетно-отобразительная и сюжетно-ролевая, не являются в этом смысле исключением. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями. Эту особенность игры отмечали многие ученые. Л. С. Выготский, например, видел источник ее возникновения в противоречии между желанием действовать, как взрослый, и невозможностью  немедленно  включиться   во   «взрослую   жизненную ситуацию».

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре. Так разрешается противоречие, о котором говорил Л. С. Выготский.

Малыш  еще  мало  знает,  он  слаб,  но  хочет  стать таким  же сильным, как, например, крановщик, управляющий огромной машиной. Свои впечатления от наблюдения за работой крановщика на каждом этапе игры ребенок отразит по-разному. Так, в два года он скорее всего сможет только строить из кубиков, подвезя к ним и поставив рядом игрушечный автокран. Дети постарше уже говорят, что кран поднимает блоки и строит дом. На четвертом году жизни ребенок не только объявляет, что он строитель, но и может объединиться   со   сверстником,   договориться,   чтобы   тот   подвозил   ему стройматериалы. У детей пятого года жизни подобная игра становится коллективной

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
80 Kb
Скачали:
0