Деловая игра, как средство повышения психологической и профессиональной компетентности студентов: Методическая разработка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Александровск-Сахалинский колледж (филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионально образования

 «Сахалинский государственный университет»

Методическая  разработка

 «Деловая игра,  как средство повышения психологической и профессиональной компетентности  студентов»

Александровск-Сахалинский

2007

Основные понятия: деловая игра.

Государственные стандарт, под претворением в жизнь работает наше учебное заведение, обязывают преподавателей подготовлять специалистов, умеющего принимать решения и нести за них ответственность. Профессиональное обучение должно быть построено на широком применении деловых игр в учебном процессе.

Любым нашим действиям предшествует их моделирование. Привычные, многократно повторяющиеся действия и движения моделируются бессознательно, автоматически.  Вероятно, это и привило к проявлению деловых игр. В основе деловых игр лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику, обеспечивающих включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера по общению. Способность постичь чужой прогноз и через него – мотив чужого поведения – необходимое условие взаимопонимания, что в какой –то степени реализуется через ролевое взаимодействие.

Основными признаками учебной деловой игры являются:

1.  Моделирование процесса деятельности руководителей и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

2.  Распределение ролей между участниками игры.

3.  Различие ролевых целей при выработке решений.

4.  Взаимодействие участников игры в соответствии с их ролями.

5.  Наличие общей цели у игрового коллектива.

6.  Коллективная выработка решений участниками игры.

7.  Реализация в процессе игры «цепочки решений».

8.  Многовариантность решений, включая альтернативные.

9.  Наличие управляемой эмоциональной напряженности.

10.  Наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Деловой игре предшествуют лекции, практические занятия, семинары.  Итогами игры являются лучшее усвоение материала, приближение обучения к реальным условиям, коллективная ответственность за подготовку и уровень знаний каждого студента, сокращение периода адаптации в будущей деятельности, умение находить оптимальные решения.

В учебном курсе «Психология делового общения» Я широко использую разнообразные виды деловых игр.

Так, например, в теме «Общение как взаимодействие» проводится деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение». Цель – отработка умения выходить на сотрудничество, соблюдая следующие правила:

1.  Главная цель – принятие оптимального для дела решения.

2. Моя точка зрения может оказаться не правильной и не самой лучшей.

3.  Если я пойму, что это так, то дам себя переубедить и приму точку зрения, другого человека.

4.  Если обоснованная убежденность в моей правоте сохранится, то постараюсь переубедить своих оппонентов, сохраняя к ним уважение и не допуская перехода на «личность».

I этап: Получение инструкции.

II этап: Индивидуальная работа с бланками.

III этап: Формирование команд, работа в команде.

IV этап: Защита групповой точки зрения.

V этап: Обсуждение.

VI этап: Обсуждение результатов деловой игры, её анализ.

В теме «Психологические закономерности» ведения деловой беседы используется деловая игра «Переговоры». Цель – моделирование практической ситуации, содержащей необходимую информацию.

Ситуация: Представитель коммерческой фирмы должен встретится, и договориться с директором завода о покупке мелкооптовой партии химического сырья, требуемой для фирмы. Переговоры, проводившиеся ранее другими представителями фирмы, закончились неудачно: завод предпочитает крупнооптовые сделки и склонен назначать цену, выше мировой на данный товар. Следует разыграть всю процедуру деловой беседы от назначения времени и места встречи достижения какого-либо результата в ходе деловых переговоров.

В ходе анализа обсудить –  –какие методы снятия напряжения возможны в различных ситуациях общения: 1) дать возможность выговориться; 2) сообщить о своем эмоциональном состоянии партнеру; 3) подчеркивание общности, сходства интересов, цели, мнений; 4) проявление интереса к проблемам партнера; 5) признание своей неправоты; 6) предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации; 7) обращение к фактам.  Обсудить – какие факторы не способствуют снятию напряжения: 1) перебивание партнера; 2) негативная оценка личности; 3) подчеркивание разницы между собой и партнером; 4) преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего вклада; 5) резкое ускорение темпа и громкости беседы; 6) избегание пространственной близости и контакта глаз.

I этап занятия: разъяснение цели, условий проведения игры, определение функций участников, раздача заданий, выдача заданий.

II этап  (самостоятельная работа студентов).

Студенты – представитель коммерческой фирмы, директор завода, секретарь – референт, договариваются о времени, мести встречи, разыгрывают всю процедуру деловых переговоров. Достигается результат. Эксперты (остальные студенты) оценивают работу каждого из должностных лиц, анализируют поведение участников игры, стиль и культуру делового общения.

III этап – заключительный. Подводятся итоги деловой игры. 

Деловая игра «Начальник и машинистка».

Цель: отработать пути выхода из конфликтной ситуации, осознать конструктивность выхода на сотрудничество.

Деловая игра не восполняет проблемы в знаниях фактического материала

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
53 Kb
Скачали:
0