Основы специальной психологии.
Тема: «Л.С. об аномалиях развития»
выделяет четыре группы детей с патологией развития:
Чтобы ответить на вопрос: что есть норма необходимо ответить на вопрос, что есть развитие и каковы закономерности развития.
Выделяют три концепции развития:
1. Биогенетические (движущей силой развития является генотип, наследственность). Развитие определяется созреванием ВНД.
2. Социологизаторский подход – движущая сила – социальная среда.
3. Социобиологизаторский – теория персонализации Петровского, в которой выделяются два основных момента:
а) совершенный материальный аппарат психики, т. е. психофизиологическое здоровье человека.
б) благоприятная социальная среда, т. е. зона ближайшего развития.
Таким образом, ЦНС определяет развитие ВПФ + личностные системы. Если у ребенка при соблюдении этих условий ЗПР, ЗУР, то причиной является недоразвития некоторых отделов головного мозга.
Причины аномального развития детей.
норму развития ребенка определяют четыре группы факторов:
1. Нормальное функционирование головного мозга.
2. Физическое развитие ребенка.
3. Сохранность органов чувств.
4. Последовательное воспитание.
Многие факторы внешней и внутренней среды могут оказать патогенное влияние в течение беременности и на развитие плода. В специальной литературе выделяют 400 подобных факторов. Если их сгруппировать, то выделяются следующие группы патогенных факторов:
1. Вирусные бактериальные инфекционные заболевания (кратковременный фактор, приносящий наиболее болезненные и серьезные последствия в уязвимые периоды протекающей беременности – 3, 7 месяцы – формируется новый генотип ребенка).
2. Заболевания внутренних органов, обусловленные беременностью (сердечно сосудистые заболевания, болезни крови, печени, гинекологические заболевания).
3. Эндокринные заболевания.
4. Влияние лекарств и клинических препаратов на женщину и ее плод.
5. Психологические факторы (неблагополучное социальное развитие для матери и ее будущего ребенка).
6. Физические факторы (физические травмы родового периода: удары живота, патологические роды, травмы головы ребенка особенно в первые три года жизни).
Осложнения беременности могут быть вызваны:
1. Факторы, связанные с протеканием самой беременности (резкий конфликт, поздний токсикоз, перенашивание).
Эти факторы вызывают патологию у плода в определенные, ограниченные во времени сроки. Следовательно, есть возможность проанализировать их проявление, и, следовательно, предупреждать их возникновение и патологическое влияние.
Виды патологий у ребенка:
– функциональные расстройства нервной системы;
– задержка ряда корковых функций;
– патология фонематического слуха;
– патология пространственной ориентации.
Все это проявляется в том, что появляются трудности в овладении чтением, письмом, счетом.
2. Хронические заболевания, сопутствующие беременности (сахарный диабет, гипертония и другое). Эти факторы действуют неблагоприятно на плод в течение всей беременности. Такая патология наследуется. Данные факторы могут обуславливать некоторые психические заболевания – шизофрения, эпилепсия, деменция.
3. Факторы, обуславливающие нарушения мозгового кровообращения в преднатальный и пренатальный период.
Это приводит к венозному застою кровообращения в мозге, к увеличению внутричерепного давления и т. д. Все это приводит к грубым нарушениям, функциональным изменениям головного мозга и нервной системы. Нарушается формирование высших психических функций, прежде всего мышления и речи.
Таким образом, мозговая организация и строение ЦНС является лишь необходимым условием для возникновения и развития психических свойств и способностей человека. Все психические свойства и процессы человека представляют собой продукт динамического (т. е. развиваются прижизненно) складывания систем мозговых связей, условных рефлексов, т. е. физиологическим субстратом (основой) человеческих психических процессов и свойств являются не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы. Факторы созревания нервной системы лишь создают определенный уровень возможностей на каждом возрастном этапе и диктуют последовательность формирование этих этапов в онтогенезе, например: предметное мышление → наглядно-образное мышление → логическое → абстрактное.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.