Мозг ребенка созревает по определенной программе. Если упускается сензитивный период его развития, то впоследствии возникают большие трудности по их формированию. Этим занимались Рубинштейн, Выготский, Лисина, Эльконин.
Фактор: физическое здоровье ребенка. Проявление отдельных наследственных заболеваний и их влияние на мозг ребенка оказывается в преднатальный и пренатальный периоды, особенно в раннем возрасте. Этому также способствуют травмы головы. Все это влияет на умственное развитие ребенка, особенно болезни и травмы имеют последствия для детей со слабой нервной системой. Школьная неуспеваемость может быть вызвана эндокринными расстройствами и прогрессирующими психологическими заболеваниями: эпилепсия, шизофрения, деменция.
Органы чувств во многом определяют норму развития ребенка (зрение и слух). Например: нарушение связей между восприятием и ВПФ обуславливает отклонения в интеллектуальном развитии.
Правильная социальная ситуация развития. Благоприятная социальная среда, общество являются необходимым условием для развития личностных качеств, так как психические свойства, процессы и состояние человека никогда изначально полностью не заданы, а окончательно формируются прижизненно в особой функциональной системе.
Таким образом, факторы созревания нервной системы лишь создают определенный уровень возможностей на каждом возрастном этапе и диктуют последовательность формирования необходимых знаний, умений, навыков и эмоционально - волевых качеств.
В зарубежной и отечественной специальной психологии уровень умственного развития ребенка определяется с помощью тестов. При исследовании детей, находящихся между нормой и патологией исследователи отметили следующие исходные признаки:
а) слабое физическое здоровье;
б) специфические трудности при овладении письмом, чтением, счетом. При этом одни дети постепенно преодолевают эти трудности, а другие не могут их преодолеть, у них к подростковому возрасту наблюдаются отклонения в личностном развитии.
Классификация дефектов развития, их характеристика.
В специальной психологии и дефектологии распространены термины:
– временная задержка развития;
– психофизиологический инфантилизм;
– дети с задержкой в развитии.
Психофизиологический инфантилизм, 3 группы:
– органичный;
– дисгармоничный
– эндокринный
Задержка интеллектуального развития рассматривается как состояние психического нездоровья ребенка с различным прогнозом развития.
Повзнер подразделяет ЗПР на четыре группы;
I. Психофизический инфантилизм с сохранным интеллектом, но с недоразвитой интеллектуальной сферой (инфантильный тип). Дети этой группы выделяются среди сверстников своей непосредственностью, свойственной более раннему возрасту. У них наблюдаются:
– недостаточное осознание школьной ситуации, т. е. они не готовы к полной реализации роли «Я ученик» (не понимают своих школьных обязанностей, позднее, чем другие осваивают школьные дисциплины, игровая деятельность преобладает над учебной, эмоции непосредственны, волевая регуляция слабая;
– их поведение похоже на поведение четырехлетних детей;
– они общительны и привязчивы в общении, не чувствуют дистанцию между собой и взрослым, плохо распознают или вовсе не понимают того, как к ним относятся окружающие. Они дружат даже с теми кто их терпеть не может;
– легко вступают в беседу даже с незнакомыми людьми, болтливы, но поверхностны, суждения наивны, в беседе перескакивают с одного на другое. У них богатый словарный запас, речь чрезмерно эмоционально окрашена;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.