Л.С.Выготский об аномалиях развития, страница 5

– позднее чем сверстники приобретают навык устной речи (пересказ). Плохо развиты навыки устного счета. Проблемы с овладением письменной речью;

– на уроке невнимательно выполняют задания. При более медленной работе выясняется, что у них есть хороший потенциал, хорошие зоны ближайшего развития.

Клиническая картина.

– частые головные боли, головокружения, тошнота, вегетососудистые нарушения типа обмороков, плохо переносят сильный запах, духоту, нахождение в душных помещениях, езду в транспорте, сильный шум;

– сон беспокойный, с частыми пробуждениями, тревожными сновидениями;

– у большинства большие трудности в обучении, часто остаются на второй год в среднем звене;

– медлительны, замкнуты, пассивны. С возрастом соматические жалобы. Болезненно переносят школьные трудности, много занимаются, но существенных сдвигов не наблюдается.

Рекомендации:  

– правильно чередовать отдых (прогулка) и работу;

– выстроить цепочку от прошлых знаний к настоящим;

– постоянно повторять пройденный материал;

–  заниматься индивидуально, дополнительно.  

VI. Дети церебростенического склада (еще более заторможенный тип)

– повышается истощаемость нервной системы, поэтому они не способны к умственной и физической нагрузке. У них замедленное восстановление психического тонуса, ослабленная память, аффективная неустойчивость (истерика, плач до полного истощения пока не уснет), головные боли и другие вегетативные расстройства;

– уже в детском возрасте физически быстро утомляются, отвлекаются во время выполнения групповых заданий, с трудом запоминают стихи, песни. Медленно приобретает  лекальные навыки, робки, застенчивы, малозаметные. По любому поводу плачут;

– не любят свежий воздух (кружится голова). Во время прогулки жалуются на усталость;

– долго готовят уроки, рано ложатся спать, сон беспокойный, поверхностный;

– не переносят увеличения впечатлений, сильно раздражаются;

– в ответ на трудности часто играют истерические реакции;

– при чрезмерной нагрузке сразу проявляются вегетативные нарушения: потливость, учащение сердцебиения, сухость во рту, головные боли, тошнота, затрудненность дыхания, боли в животе спазматичного типа;

– реакции гипертформирования,  неадекватная;

Возбудимый тип

– с двигательным беспокойством, повышенной отвлекаем остью;

– школьные задания стараются выполнять как можно быстрее, не проверяя;

– на переменах двигательные, расторможенные, вспыльчивы, долго не могут успокоиться;

– настроение неустойчивое, то веселы, возбудимы, то вдруг утомлены, вялы, озлоблены;

– головные боли носят приступообразный характер,  (голова болит несколько дней);

– медленно запоминают в разных видах деятельности. Если что и выучил, то быстро забыл. Часто забывают названия хорошо знакомых предметов (истощенность нервной системы признак стресса);

– для них характерно снижение не только вербальной, но и зрительной памяти (долго не могут запомнить образ букв, цифр, узоров, деталей картинок). Почерк у них неустойчивый.

– бедный словарный запас слов, нечетко фиксированный интеллект, часто концентрируют внимание на второстепенных деталях, абстрактные величины не воспринимают; 

– их реакция носит неадекватный характер. Не могут устанавливать причинно-следственные связи, сюжет воспринимают по частям. Дают только фрагментное описание сюжетных картин;

– нарушение фонематического слуха. Допускают ошибки при письме. Плохо бегают (не выдерживают прямую линию при беге);

– болезненно реагируют на школьные трудности, получают плохие оценки. Похвала и хорошая оценка (в отличие от предшествующего типа) повышает их трудоспособность, но не на долго;