Александровск-Сахалинский колледж (филиал) государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Сахалинский Государственный университет»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: № 0314 «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Александровск-Сахалинский
2007
ОдобреноЦикловой комиссией педагогики и психологииПредседатель: ______________ «_____» _______________ 200___ года Составил: ______________Н.Б. Магденко Рецензент: __________________ |
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0314 « Социальная педагогика» Заместитель директора ___________ «______» _____________ 200___ г. ГОССПО № 04-0314-П от 04.02.2002г. |
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0314 «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Результатом изучения курса должно стать:
- знания студентами особенностей аномального развития;
- знание о сложной структуре аномального развития и о компенсаторных возможностях организма;
- знание о профилактике психических нарушений;
- общие основы психологии детей с отклонениями в развитии, основы олигофренопсихологии, тифлопсихологии, сурдопсихологии, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи;
- умение проводить первичное диагностическое обследование данной категории детей.
ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0314 «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
- объект, предмет,
- задачи специальной психологии;
- понятие «аномальное развитие» в специальной психологии;
- Л.В. Выготский о сложной структуре аномального развития;
- понятие об аномальном и коррекционном развитии;
- первичный дефект и вторичные отклонения в структуре развивающейся личности ребенка;
- актуальный уровень развития, зона ближайшего развития;
- депривация сенсорная, интеллектуальная, социальная;
- понятия компенсации, коррекции, адаптации в специальной психологии;
- психические нарушения, психическая дезадаптация;
- профилактика психических нарушений;
- общие основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии;
- основы олигофренопсихологии, тифлопсихологии, сурдопсихологии;
- основы психологии детей с задержками в развитии;
- психологические особенности детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с искаженным психическим развитием;
- психологические особенности детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи
Программа предназначена для изучения предмета «Основы специальной психологии» для студентов специальности «Социальная педагогика».
Программа рассчитана на получение знаний практически полезных для будущей профессиональной деятельности.
Исходя из современных требований к высококвалифицированным специалистам предлагаемая программа поможет преодолеть массово-репродуктивный характер процесса обучения и перейти на личностный уровень выявления и развития творческой индивидуальности будущего социального педагога, сформировать у него основы психолого - педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии, поможет максимально приблизить процесс обучения и воспитания к реальной педагогической деятельности, обрести профессиональный опыт коммуникации и педагогического воздействия на детей имеющие отклонения в развитии.
ЗАДАЧИ КУРСА
1. Обеспечить усвоение структуры и особенностей аномального развития.
2. Дать общие основы психологии детей с отклонениями в развитии.
3. Показать компенсаторные возможности организации таких детей.
4. Осознать взаимосвязь специальной педагогики и психологией.
Результатом изучения курса должно стать:
- знания студентами особенностей аномального развития;
- знание о сложной структуре аномального развития и о компенсаторных возможностях организма;
- знание о профилактике психических нарушений;
- общие основы психологии детей с отклонениями в развитии, основы олигофренопсихологии, тифлопсихологии, сурдопсихологии, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи;
- умение проводить первичное диагностическое обследование данной категории детей.
При чтении лекций, проведении лабораторных работ должно быть предусмотрено моделирование конкретных ситуаций, применение психодиагностического материала, решение ситуационных задач и другие формы и средства активизации творчества студентов.
На весь курс отводится 92 часа, из них 42 лекций, 50 лабораторных работ.
Форма оценки знаний:
I семестр – зачет.
II семестр – зачет.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максимальная учебная нагрузка студента, час. |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельная работа студента |
||
Всего |
Лекций |
Лабораторно-практические |
||||
Раздел 1 Специальная психология как особая отрасль психологических знаний |
17 |
12 |
8 |
4 |
5 |
|
1.1 |
Предмет, задачи специальной психологии |
2 |
2 |
2 |
||
1.2 |
Принципы построения специального психологического исследования Практическое занятие №1 «Знакомство со схемой исследования больных с нарушением психической деятельности» |
4 2 |
4 2 |
4 |
2 |
|
1.3 |
Роль данных о нарушениях в развитии ребенка в оптимизации учено воспитательного процесса Семинар №1 «Принципы воспитания физически дефективных детей» |
2 7 |
2 2 |
2 |
2 |
5 |
Раздел 2 Влияние отклонений в психическом развитии на формирование |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.