Тематика контрольных работ
План:
1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.
2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
3. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).
4. Общие закономерности отклоняющегося развития.
Методические рекомендации:
При написании контрольной работы необходимо исходить из того, что без изучения психологии детей, имеющих недостатки развития, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание данной проблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, так и для социальных педагогов.
В.В.Лебединский, Г.Е.Сухарева, Л.Каннер, В.В.Ковалев выделяют шесть типов дизонтогенеза (характер нарушений развития): недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.
Специальная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.
В задачи специальной психологии входит: изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения; создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка средств психологической коррекции недостатков развития; психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений; психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; психологическая коррекция дезадаптации.
В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной.
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения, и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, используются также условно-рефлекторные методики.
Каждая экспериментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения.
Наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками. (Г.Я.Трошин, Л. С. Выготский).
К таким закономерностям прежде всего относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития всех психических процессов; роль деятельности в психическом развитии; роль речи в формировании высших психических функций; ведущая роль обучения в психическом развитии.
Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных и последующего порядка нарушений в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (т.е. от типа первичного недостатка), степени его выраженности и времени возникновения.
1. Охарактеризуйте предмет и задачи специальной психологии.
2. Каковы важнейшие требования к исследованиям в области специальной психологии и чем они обусловлены?
3. Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:
а) общие для нормального и нарушенного развития;
б) свойственные только детям с нарушениями развития.
4. Дайте определение первичного и вторичного нарушений.
5. Охарактеризуйте особенности развития детей с физической или психической недостаточностью в первые месяцы жизни.
6. Что такое сензитивные периоды и в чем различия этих периодов у нормально развивающихся и отстающих в развитии детей?
Литература
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
Розова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. 1983. - № 6.
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 1978.
Лубовской В.И. специальная психология. – М., 2006.
Тема 2.«Психология умственно отсталого ребенка»
План:
1. Причины умственной отсталости, ее классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы:
а) внимание, б) ощущение и восприятие, в) память, г) речь, мышление.
Методическиерекомендации.
При написании контрольной работы необходимо исходить из того, что психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.
Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость:
Внешние (экзогенные): тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, - вирусные гриппы, краснуха и др.; различные интоксикации; тяжелые дистрофии женщины во время беременности; заражение плода различными паразитами; травматические поражения плода; родовые травмы; длительная асфиксия во время родов.
Внутренние (эндогенные): фактор наследственности; нарушения белкового обмена в организме; воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения); резко повышенная радиация местности; неблагополучная экологическая обстановка; алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери.
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Одни психические процессы оказываются несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными.
Структура психики умственно отсталого ребенка необыкновенно сложна
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.