Рациональное использование нефти. Улучшение экологических характеристик основных видов нефтяных топлив, страница 3

КК – конец кипения.

Фракция 240 – 350оС не соответствует по показателям качества дизельному топливу марки Л (ГОСТ 305-82) по содержанию общей серы (0,70 % вместо 0,2 для топлива марки I); не соответствие требованиям ГОСТ 305 – 82 на топливо марки З по низкотемпературным свойствам (температура застывания и помутнения), а также по содержанию общей серы.

Для получения зимнего дизельного топлива в базовое топливо (фр. 240 – 350оС) необходимо добавить депрессорную присадку (топливо марки ДЗп -15/-25; ТУ 38.401-58-36-92). При этом при неизменной температуре помутнения, за счет понижения температуры предельной фильтруемости до минус 25оС, можно применять данное топливо в районах с холодным климатом [2].

Для удаления сернистых соединений из фракции дизельного топлива направим ее на установку гидроочистки.

Таблица 7

Характеристика фракции 350 – 500оС

Выход на нефть, %

24,0

ρ204

0,8990

М

353

Кинематическая вязкость, сСт

50оС

23,8

100оС

5,92

Температура застывания, оС

26

Содержание, %

серы

1,66

смол сернокислотных

10

ванадия

0

Коксуемость, %

0,064

Содержание парафино-нафтеновых углеводородов, %

53

Содержание ароматических углеводородов, %

I группа

18

II и III группы

17

IV группа

11

Содержание смолистых веществ, %

1

Таблица 8

Характеристика остатка > 500оС

Выход на нефть, %

32,2

ρ204

0,9864

ВУ100

47,56

Температура, оС

застывания

16

вспышки

326

Содержание серы, %

3,12

Коксуемость, %

12,98

3.  ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ УСТЬ-БАЛЫКСКОЙ НЕФТИ

3.1. Установка ЭЛОУ-АВТ

Нефть поступает на установку ЭЛОУ-АВТ, где подвергается обессоливанию и обезвоживанию на блоке ЭЛОУ. На блоке АТ обессоленная и обезвоженная нефть разделяется на следующие фракции (блок АТ включает в себя блок вторичной перегонки бензина, где разделяется широкая бензиновая фракция НК – 85оС на узкие фракции на схеме показ отдельной установкой):

·  НК – 62оС – сырье установки каталитической изомеризации;

·  62 – 85оС – направляется в товарный парк завода, так как она имеет низкое содержание серы и такую фракцию нельзя вовлекать в сырье каталитического риформинга, так как эта фракция будет давать максимальный выход бензола, а по современным требованиям к автобензинам содержание бензола ограничивается 5 %об. в Западной Европе и РФ и 1 %об. в США (штат Калифорния);

·  85 – 180оС – имеет низкое октановое число и является сырьем каталитического риформинга;

·  180 – 350оС – направляется на установку гидроочистки дизельного топлива, так как по экологическим требованиям в дизельных топливах ограничивается содержание серы.

Остаток атмосферной перегонки > 350оС направляем на блок ВТ установки ЭЛОУ-АВТ, на блоке ВТ получаются следующие продукты:

·  350 – 500оС – направим на блок гидроочистки установки каталитического крекинга (Г-43-107), что позволит снизить содержание сернистых соединений в прямогонном вакуумном газойле, а, следовательно улучшится селективность и активность катализатора крекинга (что будет проявляться в увеличении выхода компонента автобензина, увеличении его октанового числа и кроме того в увеличении количества изобутана в газе крекинга);

·  остаток > 500оС – направляется на установку замедленного коксования, с целью выработки нефтяного кокса.

3.2. Установка каталитической изомеризации