Показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточной степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
Беженцы
Объект социальной работы — лица или группы лиц, покинувших страну постоянного проживания в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств.
Безнадзорные дети
Объект социальной педагогики — дети, лишенные надзора со стороны взрослых и в связи с этим находящиеся под угрозой нарушения (потери) здоровья или совершения ими правонарушений.
Безработица
Ситуация в экономике, при которой значительная часть трудоспособного населения, становясь относительно избыточной, не имеет работы, ищет ее и готова переквалифицироваться.
Беспризорные дети
Объект социальной педагогики — дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, необходимого ухода, систематического обучения и воспитания.
Благотворительная деятельность
Добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче имущества, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Взрослые
Лица, достигшие возраста юридического совершеннолетия (18 лет), с которым связан переход к выполнению особого комплекса социальных ролей в социальном и семейном функционировании. Ср. Дети.
Волонтер ( от англ. volunteer — доброволец)
Член общественного объединения, осуществляющего благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Вынужденные переселенцы
Объект социальной работы — граждане РФ, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении их или членов их семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Групповые методы социальной работы
Методы социальной работы, используемые в небольших по численности группах лиц с близкими интересами и общими проблемами для включения их в деятельность по достижению общих успехов.
Группы риска
Индивиды, семьи и социальные слои населения, которые в силу объективных трудностей (врожденных или приобретенных) предрасположены к социальной дезадаптации.
Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение)
Поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Выделяются следующие основные формы девиантного поведения: наркомания, алкоголизм, проституция.
Делинквентное поведение
Поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящее к правонарушениям. Правонарушения делятся на проступки и преступления.
Дети
Лица в возрасте от рождения до 18 лет. Ср. Взрослые.
Дети-инвалиды
Объект коррекционной педагогики и социальной работы — инвалиды, не достигшие возраста 16 лет. Ограничение статуса детской инвалидности 16 годами противоречит как Гражданскому и Семейному кодексам, по которым состояние детства прекращается только в 18 лет, так и практике социально-реабилитационных учреждений.
Дети, оставшиеся без попечения родителей
Объект социальной педагогики и социальной работы — дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, не могут выполнять свои родительские обязанности из-за болезни, длительного отсутствия, уклоняющиеся от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказывающиеся взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты.
Дети-сироты
Дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие их смерти.
Дети с ограниченными возможностями
См. Дети-инвалиды
Детский дом
Воспитательное учреждение, предназначенное для длительного (больше 1 года) содержания детей-сирот, социальных сирот и других категорий детей, оставшихся без попечения родителей.
Дефект
В коррекционной педагогике — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. В настоящее время термин начинает выходить из употребления.
Дом ребенка
Воспитательное учреждение, предназначенное для содержания детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей.
Инвалиды
Объект социальной работы — лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В настоящее время широко обсуждается проблема интеграции инвалидов в общество. Термин «инвалид» обычно употребляется в документах нормативно-правового характера.
Методы социальной работы, используемые для оказания помощи отдельному клиенту в решении возникших у него проблем и осуществляемые путем личного взаимодействия с ним субъекта социальной работы.
Интеграция инвалидов
Процесс, результат и состояние, при которых инвалиды не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными членами общества.
Клиент
Гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.
Коррекционная педагогика
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.