Федор Иванович Энрольд. Очерк жизни и деятельности

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Содержание работы

 Государственное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

К.С.ЭНРОЛЬД

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ЭНРОЛЬД

(1828-1877)

Очерк жизни и деятельности

Санкт-Петербург

2009 г.

Старейшее высшее учебное заведение России Петербургский государственный университет путей сообщения, основанный в 1809 году как

Институт Корпуса инженеров путей сообщения, по праву гордится именами своих питомцев и ученых, стоявших у истоков транспортной науки и отечественной школы мостостроения, среди которых достойное место занимает имя Федора Ивановича Энрольда.

Федор Иванович Энрольд, заслуженный профессор практической механики, строительного искусства и мостостроения Института Корпуса инженеров путей сообщения, выдающийся ученый, педагог и инженер прожил недолгую, но исключительно плодотворную жизнь, насыщенную богатством и разнообразием творческих интересов. Он был руководителем и участником строительства таких монументальных сооружений Санкт-Петербурга, как Морской канал, Литейный мост и Воскресенская набережная, перевода наплавного Исаакиевского моста к Зимнему дворцу, реконструкции Симеоновского и Семеновских мостов через Фонтанку.

Профессор Ф.И.Энрольд был талантливым лектором и пользовался большой любовью студенческой молодежи. Он подготовил более 50 научных трудов и учебных пособий. Особую ценность представляет его фундаментальный «Курс мостов» с атласами чертежей, выдержавший пять изданий. «Курс мостов» Ф.И.Энрольда более двух десятилетий служил основным пособием при проектировании мостов и подготовке кадров мостостроителей.

Профессору Ф.И.Энрольду принадлежит ряд теоретических разработок. Среди них – метод расчета железнодорожного рельса как неразрезной балки на упругих опорах, а также расчет сортамента железнодорожных рельсов. Его научные труды по различным вопросам инженерного искусства обогатили отечественную транспортную науку и легли в основу ее дальнейшего развития. Многие из разработанных им методов и полученных результатов не утратили своего значения и в наши дни.

Федор Иванович Энрольд родился 13 октября 1828 года в Могилеве в семье подполковника 22-го егерского полка Ивана Федоровича Энрольда и его  жены Агафьи Петровны Орловой, дочери полкового офицера. И.Ф.Энрольд (1791-1862) , удостоенный за свои боевые заслуги дворянства, был активным участником Отечественной войны 1812 года и кампанией 1813 и 1814 г.г. Выйдя в 1829 году в отставку, он служил городничим города Городня Черниговской губернии, а с1841 года – помощником Могилевского почтмейстера.

С 1839 по 1843 г.г. Федор Энрольд учился сначала в Городнянской, а затем в Могилевской губернской гимназиях. В 1843 году отец привез Федора в Санкт-Петербург, где пятнадцатилетний юноша успешно выдержал вступительные экзамены в Институт Корпуса инженеров путей сообщения и был зачислен кадетом на казенное содержание.

1843 год ознаменовался приходом на пост Главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями графа П.А.Клейнмихеля, адъютанта А.А.Аракчеева. Новый Главноуправляющий назначил директором Института Корпуса инженеров путей сообщения тупого солдафона Энгельгарта и ввел телесные наказания.

Несмотря на муштру и казенщину, царившую тогда в этом закрытом учебном заведении, способный и прилежный Федор Энрольд учился превосходно.Об этом свидетельствуют записи в его формулярном списке о службе: «Как в особенности отличившемуся в приобретении практических познаний объявлена благодарность господина Главноуправляющего в приказах №208 от 19 декабря 1847 г. и в №206 от 27 декабря 1848 г.»

В 1847 г. Федора Энрольда, как одного из лучших, направили на двухмесячную практику на строительство Петербурго-Московской железной дороги. Строительство проходило под непосредственным руководством П.П.Мельникова и очень много дало будущему инженеру.

23 июня 1849 г. Ф.И.Энрольд был выпущен из Института и произведен в поручики Корпуса Инженеров путей сообщения. В нелегких условиях прошли годы учебы Ф.И.Энрольда, о чем свидетельствует в журнале «Русская старинав» за 1880 год выпускник Института Корпуса Инженеров путей сообщения 1848 года А.К.Бошняк: «Лучшие из профессоров удалились, так как деньги на их жалование понадобились для украшения внешности Института ….Если несмотря на это внешнее щегольство и введение  аракчеевских порядков, Институт продолжал выпускать и во время Клейнмихелевского господства дельных и искусных инженеров, из числа которых я могу указать на Ф.И.Энрольда и П.З.Клевецкого, но этим он обязан не преобразованиям того времени, а духу, вложенному в заведение такими личностями, как Бетанкур, Базен, Потье, Севастьянов и другие, в сравнении с которыми новые деятели того времени казались бледными посредственностями».

Ф.И.Энрольд окончил институт «первым по успехам». В 1849 г. по решению Конференции (Учебного совета) Института его имя было занесено на Мраморную доску в Конференц-зале.

Молодого выпускника назначают в 1-й  (Петербургский) округ путей сообщения на должность начальника дистанции (старшего производителя работ). Он проектирует и строит Дворцовый наплавной мост через Неву, руководит проектированием и реконструкцией Симеоновского (ныне мост Белинского) и Семеновского мостов через Фонтанку. Ф.И.Энольд сооружает гранитную набережную Невы от Литейного до Воскресенского (ныне Чернышевского) проспектов, производит капитальную реконструкцию Кленовой аллеи к Инженерному замку, составляет генеральный план очистки и углубления основных рек и каналов Петербурга с применением прогрессивного для того времени парового землечерпания вместо устройства глухих перемычек.

Воспитанникам Института, окончившим «первыми по успехам», как правило, предоставлялось право через год-два практической работы заниматься преподаванием в Институте. Но Федор Иванович Энрольд, бывший в институте «казеннокоштным» кадетом, обязан был отработать не менее десяти лет. На преподавательскую работу он был приглашен с конце 1857 года профессором В.П.Соболевским, инспектором классов Института Корпуса инженеров путей сообщения. После длительной сдачи всех законченных и строившихся объектов, находившихся в его ведении, Федор Иванович Энрольд получает разрешение на переход в Институт и на заграничную командировку.

18 июля 1858 года Главноуправляющий путями сообщения К.В.Чевкин издает приказ: «Корпуса инженеров путей сообщения штабс-капитана Энрольда командировать в Париж и другие по удобству места сроком на два года для изучения новейших усовершенствований в практической механике с целью возложить на него преподавание этого предмета в Институте Корпуса инженеров путей сообщения».

Ф.И.Энрольд использует два года пребывания во Франции и Бельгии с большой пользой: знакомится с работой железных дорог, машиностроительных заводов, с судоходством и землечерпательными 

механизмами, посещает строящиеся мосты и тоннели. Результаты своих наблюдений и анализ увиденного Федор Иванович регулярно помещает в «Журнале Министерства путей сообщения за 1860 год.

Похожие материалы

Информация о работе