Одновременно он подробно изучает постановку инженерного образования во Франции, посещает лекции по паровым машинам и прикладной механике профессоров Клайперона в Школе дорог и мостов, Калона в Горном училище, Треска в Консерватории искусств и ремесел.
Во время своего пребывания во Франции с женой и тремя детьми Федор Иванович постоянно испытывал денежные затруднения, так как установленного на год содержания в 2098 руб.65 коп. не хватало, да и поступало оно нерегулярно, с большими перебоями.
После возвращения в Россию, в августе 1860 года Ф. И. Энрольд был назначен «исправляющим должность профессора практической механики» в Институте Корпуса инженеров путей сообщения. На него было возложено преподавание курса паровых машин во 2-ом специальном классе курса построения машин и составления проектов машин в 3-м специальном классе, а также повторение высшей математики в 5-ом общем классе.
С 29 сентября по 17 октября 1860 года воспитанники практического класса вместе с профессорами Собко П. И., Соболевским В. П. и Энрольдом Ф. И. были командированы на осмотр всей линии Петербурго-Варшавской железной дороги и строящегося моста через Вислу.
В 1861 году Федора ивановича Энрольда утверждают членом Конференции Института. За короткий срок он разрабатывает ряд научных трудов, пишет учебники: «Курс практической механики» (1862 г.), «Курс построения мостов» (1863 г.), «Заметки о маховозе» и «Сухопутные сообщения» (1864 г.).
В 1864 году Интитут Корпуса инженеров путей сообщения был преобразован в Институт инженеров путей сообщения, открытое гражданское учебное заведение «первого разряда» с пятилетним сроком обучения. По новому положению об институте от 28 июля 1864 года в нем впервые были организованы 12 кафедр. Курс строительного искусства был разделен на пять специальных кафедр: «Строительная механика», «Общие начала строительного искусства» («материалы и работы»), «Сухопутные сообщения» (железные дороги, шоссе и мосты), «Внутренние водные пути» и «Морские сооружения». Заведующими кафедр могли быть профессора, а также преподаватели и репетиторы, прослужившие в Институте не менее трех лет.
Ф. И. Энрольд с 19 августа 1864 года назначается экстраординарным (внештатным) профессором по кафедре практической механики (паровые машины), а с октября 1867 г. сверх своих обязанностей замещает заболевшего репетитора инженер-поручика Э. М. Зубова[1], на которого временно было возложено чтение лекций на IV и V курсах по устройству обыкновенных дорог и мостов (постоянных и подвижных) и руководство по составлению проектов мостов на V курсе. 30 января 1868 г. решением Конференции Ф. И. Энрольд был освобожден от занятий на кафедре практической механики и назначен профессором на кафедру Строительного искусства по курсу мостовых сооружений и сухопутных сообщений. Здесь он создает в течение 1870-80 г.г. свой фундаментальный «Курс мостов» с атласами чертежей, впоследствии пятикратно переиздававшийся.
В своем «Курсе мостов» Ф. И. Энрольд подробно освещал достижения отечественного мостостроения, уделяя особое внимание проектам, осуществленным под руководством Д. И. Журавского и С. В. Кербедза. Вот что он говорил более ста лет назад: «Мосты должны быть устроены целесообразно, прочно дешево и красиво. Удешевление постройки моста ни в коем случае не должно делаться во вред его прочности, одним словом, надо соблюдать разумную экономию». Этих установок Федор Иванович строго придерживался на практике и при расчетах всех конструкций постоянного литейного моста через Неву (1869-1874 г.г.), и при участии в конкурсе на лучший проект постройки мостов на Николаевской железной дороге через р. Мсту и через овраг реки Веребьи, когда разработанный им проект подкосной системы дал экономию до 200 тысяч рублей по сравнению с проектами инженеров В. Н. Кислянского и М. И. Ясюковича.
В петербургском историческом государственном архиве хранятся обширные материалы (фонд 262 за 1875 г., опись I, дело 2304), относящиеся к сооружению постоянного Литейного моста через Большую Неву, в которых прослеживается большой вклад профессора Ф. И. Энрольда в его проектирование, обоснование выбранной и утвержденной системы. Отчеты о проделанной работе, связанные с Литейным мостом, регулярно фиксировались в специальных журналах. Вот некоторые выдержки из них.
«5 декабря 1874 г. проект моста был доложен Его Императорскому Величеству инженер-действительным статским советником Энрольдом в присутствии господина Министра внутренних дел, товарища министра путей сообщения и господина С.Петербургского градоначальника».
В журналах дается обоснование «глубины опускания кессонов» от 10 до 12 сажен (21,3 – 25,6 м) ниже ординарного горизонта воды, а также «Расчетная записка веса и устойчивости опор», подписанная Ф. И. Энрольдом, М. Я. Краснопольским и Н. А. Белелюбским.
«11 декабря 1874 г. Министерство внутренних дел в письме Министерству путей сообщения сообщило, что царь (Александр II) соизволил утвердить чертежи общего проекта постоянного Литейного арочного железного моста через Неву, запроектированного полковником Струве, предлагаемого к устройству на месте нынешнего Литейного наплавного моста и одобренного Высочайше учрежденной для сего комиссией в занятиях коей участвовали от МПС инженеры-действительный статские советники Краснопольский и Энрольд».
Одновременно с этим Александр II рекомендовал создать комиссию по вопросам основания быков моста. Председателем комиссии был назначен Д. И. Журавский, членами М. Я. Краснопольский, Ф. И. Энрольд, Н. А. Белелюбский и В. Д. Августинович. 28 января 1875 г. комиссия Д. И. Журавского представила «журналы по рассмотрению гидротехнического вопроса об основаниях опор проектируемого Литейного моста». Все выводы и рекомендации комиссии были одобрены и приняты к исполнению.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.